Из статьи «Итоги экономического развития» профессора
И.Х. Озерова в 6-м томе издания «Три века России от смуты до нашего времени» 1913 года, выпущенного к 300-летию дома Романовых:
«Что же касается коллективной работы целого в целях облегчения развития промышленной жизни, то в этом отношении мы находимся ы ыесьма неблагоприятных условиях: так, прежде всего народное образования стоит в России весьма низко: учащихся на 100 человек в культурных странах пиходится: 20,6 - с Соединённых Штатах, 19,3 - в Швейцарии, 17,6 - в Англии, 3,7 - в России (по данным на 1904 г.).
Теперь этот коэффициент ексколько поднялся и возможно, что он дастигает 5, но ясно, что тёмному человеку не овладеть и не подчинить себе естественных богатств страны.
Расходы на народное образование (элементарное) в Швейцарии достигают 6 р. на душу населения, в Великобритании - 5 р. 71 коп., в Нидерландах - 4 р. 38 коп., в Германии - 4 р. 10 коп., в России - 56 к. (по последней американской сводке).
По исчислениям г. Куломзина на все наше народное образование по всем ведомствам (высшее, среднее и низшее, и на учёные учреждения и т.п.) расходуется за последнее время 321 м. р., что даёт около 2 р. на душу населения.
Конечно, нельзя этим успокаиваться, так как в других странах лишь на начальное образование расходуется по 5-6 р., и даже дело доходит иногода до 14 р. на душу населения (в счастливой Манитобе (штат в Канаде - прим. arctus)).
Итак, с точки зрения народного образования условия у нас неблагоприятны для развития промышленности и правильной постановки сельского хозяйства ...».
*
Большевики это прекрасно понимали, и первым делом бросили силы на просвещение: уже в ноябре 1917 года была создана Государственная комиссия по просвещению, которая сразу заявила о намерении правительства «добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения». Гражданская война помешала приступить к решению задачи, и, тем не менее, в конце декабря 1919 года Совнарком РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», в котором всё неграмотное население от 8 до 50 лет в обязательном порядке должно было обучаться грамоте. В июле 1920 года в целях эффективной реализации проекта при Народном комиссариате просвещения РСФСР была организована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.
Что мешало пойти на такие шаги царскому правительству? Где оно намеревалось черпать источники развития? Намеревалось ли?
=
Arctus=