Бомбардировщики немецких ВВС разрушили город Каменец-Подольский Западной Украины в 1941 году. Мирные жители были беззащитны перед летающими машинами смерти. Ужас «воздушной войны на востоке» в письмах из Украины в публикации немецкого издания Der Spiegel.
«Самолеты сбрасывают бомбы и убивают тебя»
Павел Гудима оказался в Красной армии незадолго до того, как немецкое люфтваффе 30 июня 1941 года начало осуществлять налеты на Каменец-Подольский, расположенный в Западной Украине. Гудима написал своей семье о том аду, который творился на следующий день. «Раненые лежали посередине на дороге и кричали. Никто им не помогал, все боялись. В конце концов, я забрался на верхний этаж, достал сумку с аптечкой, начал перевязывать двух людей, у которых были ранения в ногу и руку. Одному 12-летнему мальчику оторвало обе ноги. Я не мог ему больше накладывать повязки, потому что он был при смерти».
Письмо Гудимы - одно из более чем 1200 писем, которые оказались в руках вермахта после взятия Каменец-Подольского. Сейчас на выставке Национального музея истории Украины в годы Второй мировой войны в Киеве, а также в Германо-российском музее в районе Берлин-Карлхорст можно увидеть часть из них.
Большая часть писем была написана после авиаудара и напоминает о малоизвестной главе в истории нападения на Советский Союз - бомбовая война люфтваффе на востоке.
«Доченька, не отходи от мамы и бабушки»
По оценкам историков, жертвой этой войны стали 500 тысяч человек. В письмах описывается весь ужас («Детей бросали на телеграфные столбы»), крики о помощи («Спасите нас из Каменца») и указания родственникам. Солдат Григорий Бучинский писал своей дочери Галине: «Доченька, не отходи в это время от мамы и бабушки. Ты же знаешь, что сейчас война. Прилетают самолеты, сбрасывают бомбы и убивают тебя».
Выставка напоминает о том, что вермахт встретил многих русских, белорусов или украинцев пропеллерными дронами, воем «иерихонских труб» пикирующих бомбардировщиков.
Война без пощады
Адольф Гитлер начал план «Барбаросса», целью которого было нападение 22 июня на Советский Союз, имея в своем распоряжении почти 4 тысячи самолетов - бомбардировщики, пикирующие бомбардировщики, истребители, транспортировщики. Пилоты должны были вывести из строя московские ВВС, что в значительной степени им удалось сделать.
Затем они оказывали поддержку наземным войскам, нанося авиаудары по военным базам, артиллерийским позициям и городам. Русский потерпит поражение перед масштабным применением ВВС, громогласно заявлял Гитлер.
Жители не могли спастись
Тесное сотрудничество между сухопутными войсками и люфтваффе, по мнению экспертов, стало основной причиной того, что вермахт в декабре 1941 года оказался перед самой Москвой, хотя он и уступал по численности войск и оружия противоположной стороне. Люди в Каменец-Подольском расплатились за эти бои здоровьем и жизнью. Каменец-Подольский оказался беззащитным перед нападением.
«Город был вообще не защищен, самолеты делали, что хотели», - писал красноармеец в письме своей семье. Другие, видимо, боялись цензоров и вписывали в письма любимым такие строки: «Нет ничего непреодолимого для нашей армии». (таков немецкий взгляд - arctus)
Отчаяние женщин, которые вместе с детьми пытались выбраться из города, напоминают письма из восточных немецких территорий четырьмя годами позднее, когда приближалась Красная армия. Мне не уйти, писала мать своим родителям 2 июля. Поезд ездит только каждые два-три дня, билеты не выдаются.
Катастрофа в преддверии другой катастрофы
Вероятно, письма были бы утеряны, если бы в 1942 году они не оказались в руках у инспектора-телеграфиста Густава Ольшлегера, служившего в генеральном комиссариате Украины в Ровно. Ольшлегер, убежденный нацист, доктор исторических наук, перед началом войны работал в почтовом подразделении в Вене, курировавшем музей почты и телеграфа.
Он отправил большую часть нераспечатанных «русских писем» в знакомый ему музей. Историк Ольшлегер полагал, что документы предоставят «картину о настроении русского народа перед началом войны».
Но никто не проявил интереса к бумагам, письма оказались в депо. Позднее музей почты и телеграфа был включен в состав Технического музея. Когда в музее в 1998 году проводились мероприятия по разбору нацистского награбленного имущества, на глаза попались эти письма. В 2009 году они были переданы в украинский национальный музей. Во многих случаях киевским экспертам удалось найти потомков адресатов.
...
Клаус Вигрефе (Klaus Wiegrefe)
Источник