День рождения лучшего фокусника мира - Эмиля КИО старшего

Apr 11, 2016 19:00



Сегодня исполняется 122 года со дня рождения великого советского фокусника Эмиля Кио (1894-1965) Известнейший «маг и волшебник ХХ века», родоначальник целой династии талантливых иллюзионистов. Эмиль мечтал о карьере артиста театра или кино, но капризная фортуна распорядилась иначе. Чистая случайность привела молодого человека на службу в цирк. Потом, совершенно неожиданно, ему предложили заменить заболевшего артиста.

Как он сам описывает в своей книге "Фокусы и фокусники":

Первое выступление. Дагмар в ящике. Я прокалываю ящик шпагами - и вдруг... Я никогда не ожидал, что это может случиться. Откуда-то из публики выскочил вертлявый мальчишка, настоящий бесенок, и не успел я опомниться, как он поднял верхнюю крышку ящика и посмотрел, что там делается. Ничего страшного, в сущности, не произошло, мальчишка тут же захлопнул крышку. Но на меня, еще недостаточно опытного актера, это сильно подействовало. Я скомкал номер и ушел за кулисы очень расстроенным. В этот момент я проклинал себя за то, что послушал Бен-Али и стал иллюзионистом... Уж лучше бы остался я в цирке конюхом...

Случай с мальчишкой послужил для меня хорошим уроком. Он впервые заставил меня серьезно задуматься над своей работой, Я начал пополнять репертуар. В самом деле, фокус должен заинтересовать и поразить публику и уж, конечно, ни при каких обстоятельствах не должен быть разгадан публикой (во всяком случае, не должен быть разгадан сразу же), иначе фокус просто перестанет быть интересным."

Постоянная работа над собой, над репертуаром творческая смелость, риск, решительные повороты к новому - и оглушительный успех! Нашелся и подходящий псевдоним: звучный, запоминающийся, таинственный. Он настолько был популярен, что впоследствии во всех документах в графе «ФИО» артиста значилось «Эмиль Теодорович Кио».

Его невероятные номера покоряли зрителей независимо от их возраста, статуса и национальности. Билеты на представления великого иллюзиониста раскупались мгновенно, словно по мановению волшебной палочки. Он во многом был новатором: первым отказался от пышного восточного убранства, первым вышел со своими фокусами на середину манежа и добавил в свои выступления изрядную порцию юмора, лишив их «магического» ореола.

Из предисловия к книге:

"Но главное достоинство Кио-артиста заключается в его умении слегка иронизировать над своими иллюзионными эффектами. Эта ирония заметна в улыбке, играющей на его губах, в том, как фамильярно он похлопывает по своим таинственным ящикам и аппаратам, в том, что он охотно вводит в свои номера клоунов и даже целые клоунские группы. Всем своим видом, всей своей манерой держаться на арене Кио как бы говорит, обращаясь к публике: «Дорогие друзья, я придумал для вас ряд эффектных и забавных головоломок, попробуйте найти для них решение. В том, что я вам предлагаю, нет ничего таинственного, но, конечно, для решения вам следует подумать».
Эта свойственная Кио ирония привела его к созданию целого ряда номеров, основанных, так сказать, на бытовом материале и, вероятно, поэтому особенно интересных для публики.

Назову среди этих номеров в первую очередь сценку с телефо­нами-автоматами. На противоположных концах арены стоят две будки телефона-автомата. В них входят и неведомо каким образом исчезают, появляются, переходят из будки в будку различные люди: мать с дочкой, элегантная дама, франт и многие другие персонажи, повергая в немалое удивление и смущение присутствующего здесь клоуна, никак не могущего понять, как же все это совершается."

Тридцать три года невероятного успеха!
Секрет этого фокуса разгадать просто - ловкость рук, умноженная на феноменальное трудолюбие, невероятное обаяние и артистизм. Его огромный вклад в развитие циркового искусство был отмечен различными наградами и премиями. Правительственным указом артисту было присвоено почетное звание народного артиста РСФСР.
Восхищенные и влюбленные в талантливого иллюзиониста лондонцы присвоили ему почетное звание кавалера Золотой медали Международной артистической ложи.
А Х.Фермейден, президент Международной федерации объединений иллюзионистов, назвал Кио в числе лучших фокусников мира.

Сыновья известного фокусника, Игорь и Эмиль, тоже связали свою судьбу с цирковым манежем, в наследство от отца они получили не только известную на весь мир цирковую фамилию, но и секреты потрясающих номеров.

Давайте вспомним 5 самых известных фокусов, изобретенных или усовершенствованных Кио, которые и по сей день будоражат воображение зрителей.

1. Фокус не для слабонервных - «Распиливание» - всегда имел грандиозный успех. Шутка ли! Симпатичную ассистентку распиливают пополам, а она продолжает улыбаться!

2. Преодолеть гравитацию? Почему бы и нет! Номер «Дама в воздухе» заставлял зрителей усомниться в силе земного притяжения.

3. Секрет номера «Стекло» не давал покоя и зрителям, и конкурентам Кио. Как сквозь совершенно прозрачное стекло, находящееся посреди арены, можно протянуть не только яркую ленту, но и живого человека?!

4. Номер «Беседки» не менее эффектный и не менее загадочный. Каким чудом ассистентка перемещается из одной беседки в другую за считанные секунды?

5. Фокус «Индийский канат» всегда проходил на ура: иллюзионист подбрасывал вверх обычный канат, который внезапно замирал вертикально. На нем выполняли различные трюки гимнасты, затем Кио просто наматывал канат на руку. Как?! Непонятно. Но это, пожалуй, естественно, когда речь идет об искусстве иллюзии и одном из величайших фокусников прошлого века!

Эмиль Теодорович Кио и его сыновья - Эмиль и Игорь.

image Click to view


С удовольствием в детстве ходил в цирк посмотреть на фокусников. Их номера показывали по телевидению - с нескрываемым любопытством, в едином порыве смотрели и взрослые и дети. Очень жаль, что сегодня это искусство ушло со сцены.

СССР

Previous post Next post
Up