Русская Арктика: поморы. Часть 3. Традиции и заслуги.

Dec 22, 2012 20:23




Оригиналы фотографий взяты у
mamlas в http://yarodom.livejournal.com/392966.html

Поморы не представляли себе жизнь без Студеного (Белого) моря, которое их в буквальном смысле кормило. Избороздив его воды вдоль и поперек, они знали каждый мысок, каждый камень на его берегу.

Для различных участков берегов Студеного моря поморы имели особые названия, которые сохранились и до настоящего времени в русской географической литературе и среди местного населения. Это, если считать с северо-запада на северо-восток, Терский, Кандалакшский, Карельский, Поморский, Онежский, Летний и Зимний берега.

К жизненной сфере Поморья относились также многие острова: беломорские - Соловецкие, Кузовы, Жижгин, Сосновец, Моржовец и океанские - Шпицберген, Новая Земля, Кильдин, Колгуев.



В одной из старинных новгородских летописей говорится о посаднике Улебе. От устья Северной Двины в 1033 году он совершил морской поход к Железным Воротам, в современной терминологии - к проливу Карские Ворота, отделяющему Новую Землю от материка. Это было первое плавание из Европы к берегам Сибири. Берега северо-восточной Европы новгородские мореплаватели знали прекрасно, ибо плавали здесь уже с IX-X веков.

В 1493 году нюрбергский врач Иероним Мюнцер в письме к португальскому королю Жуану II писал, что русские не только часто посещают Грумант (Шпицберген), но и основали там большое поселение.




Уже до эпохи Петра I поморы имели свой торговый и промысловый флот, на судах которого, кочах и лодьях, они ходили на запад - в Норвегию, на Грумант, и на восток - на Матку, как они называли Новую Землю. Позднее поморы первыми стали торговать с Англией, Голландией и другими европейскими странами.

Задолго до походов Ермака в Сибирь поморы, продвигаясь посуху и по рекам, исследовали за Камнем (Уралом) югорские земли по всему течению Оби вплоть до реки Тобол.



Знали на Руси и о более далеких странах. В 1525 году с посольской миссией в Рим прибыл московский просветитель и дипломат Дмитрий Герасимов. Когда его спросили, можно ли пройти северными водами из Европы в Индию и Китай, русский дипломат ответил: «Двина, увлекая бесчисленные реки, несется в стремительном течении к Северу… Море там имеет такое огромное протяжение, что, по весьма вероятному предположению, держась правого берега оттуда можно добраться на кораблях до страны Китая, если в промежутке не встретится какая-либо земля».

«История не сохранила имен русских мореходов, открывших приполярные области и острова северо-восточной Европы. Но во второй половине XVI века, когда западноевропейские предприниматели организовали поиски “Северо-Восточного прохода”, английские и голландские капитаны постоянно встречали у берегов “открытых” ими стран и островов русские суда, управлявшиеся очень опытными и искусными моряками» - писал историк географических открытий И. П. Магидович. Очертания берегов открываемых европейцами земель и островов были давным-давно известны русским поморам.


Первейшая заслуга поморов - это создание уникальной традиции мореплавания в высоких широтах. Основными районами поморских морских промыслов являлись Мурманский, Новоземельский и Шпицбергенский. Сюда следует добавить Мангазею - первый сибирский город, основанный в 1600 году, ставший центром пушного промысла. На трудных и опасных путях северных морей поморами был накоплен бесценный опыт плавания. Эти знания передавались из поколения в поколение и фиксировались в «Книге мореходной», которую в XIX веке стали называть «Поморская лоция».

Давние традиции поморов - мореплавателей и землепроходцев - были продолжены следующими поколениями российских исследователей, приумноживших славу России - великой приполярной и арктической державы.

история, путешествия, фоторепортаж, поморы

Previous post Next post
Up