После многих лет перерыва Россия возвращается к освоению еще одного "природного ресурса" - Северного морского пути. 80 лет назад было образовано Главное управление Севморпути, ориентированное на развитие транспортной и промышленной инфраструктуры русского Севера. Сегодня РФ намерена более широко использовать возможности этого региона.
На протяжении советской истории Севморпуть представлял собой внутреннюю транспортную артерию, ориентированную на нужды советского Заполярья. А в годы холодной войны он стал больше походить на "военно-арктическую" морскую дорогу, по которой осуществлялось снабжение многочисленных метеостанций, не всегда сугубо гражданского назначения, наблюдательных баз Северного флота и пограничных застав. Не говоря уже о том, что в глубинах арктических морей постоянно дежурили подводные лодки, охранявшие рубежи государства от ракетного нападения американских АПЛ и готовые сами запустить ядерные ракеты по противнику из-подо льдов Арктики. Но с окончанием советско-американского противостояния военное значение Севера снизилось, а после развала СССР постепенно пришла в упадок и вся полярная инфраструктура. Однако сегодня, когда на смену холодной войне пришло международное сотрудничество, Северный морской путь России обретает вторую жизнь.
"Подъем начался в 2009-2010 годах. 2011 год был вообще рекордным по объему перевозок. В период с 2009 по 2012 год пошли иностранные суда. Если сначала это было три судна немецкой компании "Белуга", то затем пошли другие суда - груженные рудой в Китай, груженные нефтепродуктами. Было несколько пробных рейсов с рыбой с Дальнего Востока в Санкт-Петербург. Северный морской путь начал оживать", - отметил главный редактор научного журнала «Арктика и Север» Юрий Лукин.
Но Севморпуть сегодня - не только транзитная артерия. Постепенно он встраивается в систему освоения природных ресурсов Арктики и становится одним из ее ключевых элементов.
"Серьезные проекты реализуются. В Печорском море платформа "Приразломная" скоро даст первую нефть. На Ямале бурно развивается добыча нефти и газа, вывоз добытого будет осуществляться морским путем. Порт Сабетта будет строиться, около порта - завод по сжижению природного газа. Поскольку арктический шельф становится главным источником нефти и газа для нашей страны, то без морского транспорта, без Севморпути это невозможно. Был принят закон о Севморпути, в новом виде будет создана его администрация, поэтому Арктика будет оживать и оживает уже", - считает заместитель директора Санкт-Петербургского института Арктики и Антарктики Александр Данилов.
Развитие промышленности в Арктике в свою очередь потребует новых кадров, и искать их нужно прежде всего среди молодежи. Как заметил Юрий Лукин, и сегодня найдутся молодые люди, которые хотят проверить и реализовать себя на трудной работе в высоких широтах.
"Сам полярный дух - он никуда не ушел. Примерами героизма и мужества Арктика полна. В Арктике много страха перед необъяснимыми явлениями природы, но она может вызывать не только ужас, но и восхищение, и в этом отношении Арктика природными красотами и необычным климатом будет всегда привлекать людей", - говорит Юрий Лукин.
Самое главное сегодня - не упустить момента. Пока Россия является относительным транспортным монополистом на Северном морском пути, обладая уникальным в своем роде флотом атомных ледоколов и полувековым опытом его применения для проводки судов, необходимо направить максимум усилий на развитие этой транспортной магистрали. Чтобы уже через несколько лет на смену возрождению Русской Арктики пришел ее расцвет.