Вторая жизнь Севморпути

Dec 18, 2012 21:54



После многих лет перерыва Россия возвращается к освоению еще одного "природного ресурса" - Северного морского пути. 80 лет назад было образовано Главное управление Севморпути, ориентированное на развитие транспортной и промышленной инфраструктуры русского Севера. Сегодня РФ намерена более широко использовать возможности этого региона.


На протяжении советской истории Севморпуть представлял собой внутреннюю транспортную артерию, ориентированную на нужды советского Заполярья. А в годы холодной войны он стал больше походить на "военно-арктическую" морскую дорогу, по которой осуществлялось снабжение многочисленных метеостанций, не всегда сугубо гражданского назначения, наблюдательных баз Северного флота и пограничных застав. Не говоря уже о том, что в глубинах арктических морей постоянно дежурили подводные лодки, охранявшие рубежи государства от ракетного нападения американских АПЛ и готовые сами запустить ядерные ракеты по противнику из-подо льдов Арктики. Но с окончанием советско-американского противостояния военное значение Севера снизилось, а после развала СССР постепенно пришла в упадок и вся полярная инфраструктура. Однако сегодня, когда на смену холодной войне пришло международное сотрудничество, Северный морской путь России обретает вторую жизнь.

"Подъем начался в 2009-2010 годах. 2011 год был вообще рекордным по объему перевозок. В период с 2009 по 2012 год пошли иностранные суда. Если сначала это было три судна немецкой компании "Белуга", то затем пошли другие суда - груженные рудой в Китай, груженные нефтепродуктами. Было несколько пробных рейсов с рыбой с Дальнего Востока в Санкт-Петербург. Северный морской путь начал оживать", - отметил главный редактор научного журнала «Арктика и Север» Юрий Лукин.

Но Севморпуть сегодня - не только транзитная артерия. Постепенно он встраивается в систему освоения природных ресурсов Арктики и становится одним из ее ключевых элементов.

"Серьезные проекты реализуются. В Печорском море платформа "Приразломная" скоро даст первую нефть. На Ямале бурно развивается добыча нефти и газа, вывоз добытого будет осуществляться морским путем. Порт Сабетта будет строиться, около порта - завод по сжижению природного газа. Поскольку арктический шельф становится главным источником нефти и газа для нашей страны, то без морского транспорта, без Севморпути это невозможно. Был принят закон о Севморпути, в новом виде будет создана его администрация, поэтому Арктика будет оживать и оживает уже", - считает заместитель директора Санкт-Петербургского института Арктики и Антарктики Александр Данилов.



Развитие промышленности в Арктике в свою очередь потребует новых кадров, и искать их нужно прежде всего среди молодежи. Как заметил Юрий Лукин, и сегодня найдутся молодые люди, которые хотят проверить и реализовать себя на трудной работе в высоких широтах.

"Сам полярный дух - он никуда не ушел. Примерами героизма и мужества Арктика полна. В Арктике много страха перед необъяснимыми явлениями природы, но она может вызывать не только ужас, но и восхищение, и в этом отношении Арктика природными красотами и необычным климатом будет всегда привлекать людей", - говорит Юрий Лукин.
Самое главное сегодня - не упустить момента. Пока Россия является относительным транспортным монополистом на Северном морском пути, обладая уникальным в своем роде флотом атомных ледоколов и полувековым опытом его применения для проводки судов, необходимо направить максимум усилий на развитие этой транспортной магистрали. Чтобы уже через несколько лет на смену возрождению Русской Арктики пришел ее расцвет.

Заполярье, Экономика, Север, Северный флот, Северный морской путь

Previous post Next post
Up