Освоение русской Арктики. Как это было

Dec 12, 2012 15:02

С каждым годом все больше влиятельных государств с интересом посматривают в сторону Арктики. У России же с ледяной «макушкой планеты» особая, длящаяся очень давно, тесная связь, ведь история освоения полярных областей нашими предками насчитывает более восьми столетий. Наши прадеды проявляли интерес к Арктике еще тогда, когда о ресурсном богатстве шельфа и изменении климата, естественно, никто даже не помышлял. Но уже в XVI веке образованные люди на Руси заговорили об идее промышленного освоения Севера и превращения его территорий в Северный морской путь (СМП). Расцвет для Северо-восточного прохода - именно так называли Северный морской путь - настал именно тогда, когда за его освоение взялось государство, приложив для этого огромные усилия. 



С 1877 г. арктические экспедиции русских моряков и ученых стали регулярными. Что заставляло русских моряков совершать полные риска и опасности экспедиции, из которых домой возвращались далеко не все? Несомненно, моряками руководила не жажда приключений, славы или наживы, а твердое убеждение, что для России эти суровые северные территории, расположенные за Полярным кругом, важны и необходимы. 
В 1932 г., уже при советской власти, было организовано Главное управление Северного морского пути, возглавил которое О.Шмидт. Для обеспечения регулярного судоходства в регионе были созданы пароходства, построена сеть гидрометеостанций, возведены города-порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения, заработала полярная авиация. Тысячи ученых, военных, строителей, заключенных приложили титанические усилия при возведении этой арктической инфраструктуры! Именно в 30-е годы прошлого столетия Севморпуть начал функционировать как слаженная транспортная артерия, тогда же (1937-1938 гг.) заработала первая советская научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1» под руководством легендарного И. Папанина. 
Многолетний вклад колоссальных сил и средств в Северный морской путь не прошел даром и оправдал себя во время Великой Отечественной войны - за четыре трудных года арктической навигации с Востока на Запад было перевезено более четырех млн тонн различных военных грузов. 
В послевоенные годы развитие Севморпути продолжилось. Были существенно модернизированы и переоборудованы порты, расширена сеть полярных станций, появилось новое поколение арктических судов. 
К сожалению, с распадом Советского Союза для русской Арктики, как и для всей страны, начались непростые времена. В несколько раз сократился объем перевозок, народ начал покидать северные города в поисках лучших мест. Отрадно, что сейчас ситуация кардинально меняется. Так, в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» поставлены задачи «превратить ресурсный потенциал российской арктической зоны в материальную основу решения актуальных проблем социально-экономического развития страны и сделать СМП постоянно действующей национальной транспортной артерией, открытой для международного судоходства». 
В этой связи должно быть вполне естественным, что страны, стремящиеся осваивать возможности современной Арктики, должны сделать выбор в пользу сотрудничества с Россией. Ведь наша страна, владеющая самой большой по площади арктической территорией, имеет огромный, накопленный веками, опыт освоения просторов этой уникальной полярной зоны.

освоение русской Арктики, СМП, исследователи, Северный морской путь, Шмидт, Северный полюс-1

Previous post Next post
Up