Когда Моська лает на слона...

Nov 22, 2018 17:07





Счетная палата США 21  ноября представила отчет о существующих угрозах для Соединенных Штатов в  Арктическом регионе.  Акцент в документе сделан на “необходимости  усиления американского военного присутствия” в Заполярье. Причем,  наибольшую угрозу для  США, как и следовало ожидать, представляет  Россия.

При этом ведомство ссылается на  Стратегию национальной обороны Соединенных Штатов, обновленную в этом  году.  В ней, в частности, говорится, что Вашингтон “должен  предотвратить агрессию”, которая исходит  от России и Китая. Последний,  кстати,  “пал в немилость” у Вашинтона  потому, что  может выступить  одним из основных союзников  Москвы по освоению Северного морского пути.

Этой ключевой транспортной магистралью  Арктики американцы заинтересовались отнюдь не случайно. США (как и  остальным приарктическим государствам) не дают покоя энергоресурсы  региона.  Особенно -  в связи с глобальным потеплением, которое мировому  сообществу  уже давно “пророчат” экологи.  Впрочем, их опасения отнюдь  не беспочвенны. По данным Национального информационного центра по   вопросам снега и льда (NSIDC), с 1981 года площадь морского льда в  Арктике  существенно сократилась - на сегодняшний день регион потерял  порядка 22 % своего ледяного покрова.   А это означает, что богатые  минеральными ресурсами арктические шельфы становятся более доступными  для разработки.



Северный морской путь рассматривается  американцами как наиболее выгодный “плацдарм” для  собственных  энергетических вложений. Именно поэтому любые попытки освоения  магистрали, особенно Россией (под юрисдикцией которой, он, между прочим,  находится) вызывает жесткое неприятие у Вашингтона.  “Увеличение  трафика в приарктической зоне в сочетании с экстремальными арктическими  условиями и ограниченной инфраструктурой в этом районе увеличивает  вероятность морских инцидентов, затрагивающих жизни людей, природные  ресурсы, экономическую безопасность и окружающую среду”  - цитирует РТ  вышеупомянутый документ Счетной палаты США. Политики также ссылаются на  мнение представителей Береговой охраны, которые полагают, что подобные  действия России увеличивают “вероятность возникновения морских  инцидентов в регионе”.

Однако доцент кафедры международных   отношений и внешней политики России МГИМО Олег Александров  отмечает  надуманность подобных заявлений. “Хотя экологические риски при  эксплуатации природных ресурсов в Арктике существуют, они равным образом  относятся как к проектам России, так и к аналогичным американским  планам относительно Аляски. Озабоченность американского ведомства  эксплуатацией Северного морского пути вызвана  отнюдь не заботой об  экологии или безопасности мореплавания, а отказом признать, что Россия  опережает Америку по освоению Арктики по всем фронтам”,  - считает эксперт.

Действительно, пока Штаты весьма далеки  от того, чтобы получить стратегическое  преимущество в Арктическом  регионе. К такому выводу пришли даже аналитики вышеупомянутого доклада  Счетной палаты США. Целью доклада, как уточняется, было  прогнозирование  рисков для американцев в Арктическом регионе, в частности - для ВМС  США. Так, аналитии выяснили, что американский флот может “столкнуться с  ограничениями” в ходе использования надводных кораблей, так как они   “плохо приспособлены” для патрулирования в полярных широтах.  В  частности, оставляют желать лучшего такие характеристики судов как   скорость и дальность хода, что “крайне затрудняет их передвижение в  арктических льдах”. При этом авторы документа констатировали, что  на  разработку и строительство новых кораблей, которые смогут маневрировать   в акваториях Северного Ледовитого океана, уйдет как минмум 20 лет.   Кроме того, в докладе отмечается, что у судостроителей  не хватает опыта  для создания подобных боевых судов.  Сотрудники аппарата ВМС  также  “признались”, что раходы на строительство последних 11 кораблей, которые  вошли в состав американского флота, превысили запланированные суммы на $  8 (!) млрд.

При этом сама Россия чувствует себя  весьма уверенно в  водах Северного Ледовитого океана.  Одно из главных  преимуществ России - наличие атомного ледокольного флота. Причем, судов  подобного класса до сих пор не существует ни в одном государстве, кроме  РФ.   В настоящее время в состав ледокольного флота страны входит, в  общей сложности, 40 судов различного класса. В самой Арктике в настоящий  момент  активно эксплуатируются четыре корабля - "Ямал", "50 лет  Победы",  "Таймыр" и "Вайгач". На смену судам, исчерпавшим свой  потенциал, приходят новейшие высокотехнологичные машины.  В 2016 был  спущен на воду головной  атомный ледокол "Арктика" проекта 22220, на  очереди - еще два судна подобного класса, которые станут самыми большими  и мощными в мире. Кроме того, продолжается  проектировка  ледокола-гиганта  “Лидер”, который сможет осуществлять круглогодичную  проводку крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100 тыс.  тонн и шириной более 50 м на всем протяжении Северного морского пути.  При этом корабль будет способен разбивать четырехметровые льды.   Полностью обновить атомный ледокольный флот панируется к 2031 году, при  этом  количество судов  возрастет едва-ли не втрое.   Для сравнения:  американцы располагают всего двумя полностью исправными кораблями.

Кроме того,  Россия  строит в Заполярье  военные базы, реконструирует законсервированные во времена СССР  аэродромы, поставляет технику, вооружение и экипировку для  военнослужащих Северного флота, которые несут круглосуточное боевое  дежурство на арктических островах и архипелагах.

При этом, вопреки заявлениям Вашингтона,  ни о какой “агрессии” речи не идет.  За пресловутой “милитаризацией”,  излюбленным термином США, стоит защита национальных интересов,  планомерное освоение региона и  грамотно выстроенная в отношении других  приполярных государств дипломатия. Именно эти базовые принципы  позволяют  стране сохранять статус ключевого приполярного игрока.  И  пока Вашиннгтон продолжает сотрясать  воздух несуществующими угрозами в  адрес Москвы, та продолжает планомерно осваивать Арктику,предпочитая  пустому бахвальству конкретные дела.

Отсюда

Россия, Арктика, ледоколы, США

Previous post Next post
Up