Еще в феврале на саммите глав минобороны стран НАТО, состоявшемся в Брюсселе, новый руководитель Пентагона Джеймс Мэттис заявил, что характер политической риторики по отношению к России в корне изменился. Теперь Вашингтон будет общаться с Москвой "с позиции силы".
Как подчеркнул Мэттис, "баланс между сотрудничеством и конфронтацией - это неприятное стратегическое положение, однако альянс не готов сдавать ценности союза или позволить действиям Кремля говорить громче, чем кто-либо в этом зале". Ответ министра обороны главы Минобороны России Сергея Шойгу последовал незамедлительно. Глава военного ведомства, в отличие от своего американского коллеги, был куда более сдержан в высказываниях, однако сразу же расставил "все точки над и", подчеркнув, что Москва хоть и готова "к восстановлению сотрудничества с Пентагоном", но его "попытки выстраивать диалог с позиции силы в отношении России бесперспективны".
Однако альянс не настроен на поиск компромиссов и продолжает действовать " с позиции силы", в том числе и в полярных широтах с целью сдержать пресловутую "российскую агрессию", которой как не было, так и нет. Стремление отвоевать огромные запасы нефти и газа, которые содержатся в высоких широтах, сегодня становятся едва ли не главным геополитическим приоритетом США.
При этом ключевое внимание уделяется выработке единой стратегии действий, направленной на укрепление позиций альянса за Полярным кругом. Лучшим тому подтверждением, по мнению лидеров военного блока, становятся военные маневры с привлечением ряда стран, которые участвуют в программе альянса "Партнерство ради мира" и также преследуют свои интересы в арктическом регионе. Зоной активных военных учений НАТО становятся Северо-запад Европы, Балтийское море и прибрежная Скандинавская Арктика. При этом основные боевые эпизоды происходят вблизи российских границ.
Так, в начале июня стартовали крупнейшие морские учения НАТО Baltic Operations (Baltops). В них было задействовано порядка 50 надводных боевых кораблей и 55 летательных аппаратов из 12 государств-членов альянса. Вместе с тем самыми масштабными признаны авиационные военные учения НАТО Arctic Challenge Exercise (АСЕ-2017 - "Арктический вызов"), которые прошли с 22 мая по 2 июня. В них приняли участие свыше 100 военных самолетов из Финляндии, Норвегии, Швеции, Голландии, Бельгии, Великобритании, Канады, Франции, Германии, а также Швейцарии и США. Как сообщили в минобороны Швеции, военные отрабатывали учебно-боевые задачи по взаимодействию и преодолению зон ПВО вероятного противника, а также вели авиаразведку и выполняли другие упражнения, связанные с действиями в так называемой конфликтной зоне.
Согласно официальной версии, ставшие ежегодными маневры проводятся не под эгидой НАТО, а по инициативе Скандинавии. В 2017-ом ответственной за проведение учений стала Финляндия, однако, как отмечает официальный сайт Вооруженных сил Швеции, "основным пунктом для осуществления учений была норвежская авиабаза Буде". Важно отметить, что страна является давним и преданным членом альянса, а ведь именно авиация НАТО составила основную группировку на АСЕ-2017.
Военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев полагает, что в данном случае желание НАТО скрыть свою причастность к арктическим маневрам, что называется, "шито белыми нитками". Более того - в действиях альянса прослеживается "замысел боевой, а вовсе не миротворческой операции ". Эксперт отмечает, что учения носят "провокационный характер" и направлены против России. "Видимо, не случайно, когда в мае 2015 года Arctic Challenge Exercise проводились в первый раз, Владимир Путин организовал внезапную военную проверку частей и соединений ВВС и ПВО, которые были переброшены к северо-западным границам РФ. С тех пор Россия укрепила свою оборону на северо-западе и в Арктике. Но страны Скандинавии и НАТО зачем-то в третий раз организовали мощные авиаучения на севере Европы", - считает эксперт.
В свою очередь, председатель ЦК Общероссийского профессионального союза военнослужащих капитан 1 ранга Олег Шведков связывает маневры со стремлением альянса создать в Арктике новый театр военных действий. "Как известно, в высоких широтах есть спорные территории, на которых расположены крупные месторождения углеводородов. Многие из них Россия считает своими, что идет вразрез с интересами других стран, в том числе некоторых скандинавских государств, США и Канады. На мой взгляд, именно с этим и связана потребность НАТО организовать военные учения на новом театре военных действий, - говорит Шведков. - И, что интересно, в этих целях под миротворческими лозунгами объединяются против РФ не только страны альянса, но и другие государства. Однако это тупиковый путь. Такие вопросы надо решать исключительно с помощью дипломатии, но никак не военной силы".
Кроме того, по мнению аналитиков финского издания RAUHANLIITTO ("Союз за мир"), наращивание военной активности НАТО в Арктике, в частности, проведение вышеупомянутых учений, ставит под угрозу экологию региона. "Финляндия стремится к снижению военной напряженности в арктическом регионе. Военная авиация стран НАТО, в том числе присутствие американских бомбардировщиков Б-52, наблюдались в Лапландии. Все это сигнализирует о росте военной деятельности альянса", - говорится в статье. - Кроме того, учения Arctic Challenge Exercise проводились в Арктике во время гона оленей и гнездования птиц. И без того хрупкая и находящаяся под угрозой из-за возможного потепления климата экосистема региона была вынуждена принимать дополнительные нагрузки из-за шумных военных учений".
Профессор практики научной дипломатии Флетчеровской школы юриспруденции и дипломатии Университета Тафтса и Орана Янга Пол Беркман, в свою очередь, полагает, что Арктика ни в коем случае не должна превращаться в новое поле "геополитической битвы" мировых держав. "Разговоры о грядущей войне в Арктике, конечно, преувеличены. Однако я не исключаю, что наращивание военного присутствия тех или иных стран в регионе может сказаться на межгосударственном сотрудничестве. А его следует развивать. Если говорить о диалоге Россия-США, то наиболее эффективными, на мой взгляд, сферами могут стать совместные исследования. Например, изучение влияния глобального потепления на жизнь на море и на суше. Тем более, по последним данным, толщина льдов в Северном Ледовитом океане сокращается", - считает эксперт.
В то время как Москва стремится найти дипломатический подход ко всем участникам "арктической гонки", настаивая на принципах компромисса и добрососедства, НАТО продолжает "бряцать оружием" и искать "несуществующие российские угрозы". Однако не все можно решить с позиции силы. Другие арктические игроки, в отличие от США, это прекрасно понимают.