Редкий день обходится без обвинений России в милитаризации Арктики. Несмотря на то, что все арктические государства устраивают военные учения, связанные с отработкой боевых действий в Арктике, критика обрушивается исключительно на нашу страну.
Взять, к примеру, Норвегию, ставшую настоящим форпостом НАТО. Северное королевство проявляет в последнее время небывалую активность в проведении всевозможных учений на своей территории. Только в марте здесь прошли крупнейшие национальные учения «Joint Viking» (заметим, маневры проходили практически на границе с нашей Мурманской областью), и вот уже снова страна фьордов готова «бряцать оружием» (ведь так обычно говорят о любой российской активности в Арктике). На этот раз к маневрам под красноречивым названием «Арктический вызов» (Arctic Challenge Exercise, АСЕ-2017) будут привлекаться военно-воздушные силы.
Учения, которые уже называют одними из крупнейших в Европе, пройдут с 22 мая по 2 июня с.г. Размах предстоящего военного действа впечатляет: в нем примут участие военнослужащие из 12 стран-участниц НАТО: Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Канады, Нидерландов, Норвегии, США и Франции, а также подписавшие программу взаимодействия «Партнерство ради мира» Финляндия, Швейцария и Швеция. Интересно, что во время учений часть сил международной коалиции будет базироваться на базе Рованиеми в Финляндии, всего в каких-то 146 километрах от российской границы. Все ближе и ближе…
Но и это еще не все. Буквально на днях в норвежском издании HighNorthNews появилась информацияо том, что на предстоящей парламентской ассамблее НАТО, которая пройдет с 8 по 10 мая с.г., будет принято решение о проведении военных учений на архипелаге Шпицберген. Если эта информация достоверная, то иначе как провокацией такие намерения назвать нельзя.
Согласно историческим данным, еще в 1569 году фламандский картограф и географ Герард Меркатор обозначил на карте современный Шпицберген как семь островов под общим названием «Святые русские». На них как ранее, так и позднее действительно проживали русские поморы. В настоящее же время архипелаг находится под юрисдикцией Норвегии, однако допуск для проведения научно-исследовательских работ, эксплуатации естественных ресурсов и прибрежных вод имеют все государства, подписавшие Шпицбергенский трактат в 1920 году в Париже. Россия тоже имеет доступ к островам. Но самое главное, на архипелаге существует строгий запрет на строительство морских баз или укреплений, на использование его в военных целях.
До 2015 года обстановка на архипелаге оставалась относительно спокойной. Если и существовали какие-то разногласия, то решались они с применением правовых норм, без шумихи и скандала. Однако градус напряжения значительно повысился, когда в апреле 2015 года под предлогом украинского кризиса МИД Норвегии выразил свое недовольство российской стороне в связи с тем, что заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин посетил, заметьте, российский поселок Баренцбург. Шумиха в норвежских СМИ поднялась такая, как будто Рогозин прибыл туда не обычным гражданским рейсом, а, как минимум, на боевом корабле Северного флота, вооруженный до зубов! Это при том, что Дмитрий Рогозин всегда выступал и выступает за мирную Арктику.
А спустя ровно два года мы имеем следующее: на архипелаге, являющемся демилитаризованной зоной, планируются мероприятия НАТО! Налицо двойные стандарты отношения к официальным лицам и откровенное желание ряда государств получить военные преимущества в территориальных спорах. Не так ли?
Так кто же в действительности стремится к милитаризации Арктики? Вопрос риторический.
Отсюда