На днях официальный представитель Береговой охраны США Кейти Брейнард заявила, что американские специалисты составили карту морского дна в Арктике в поддержку потенциальной национальной заявки на расширение внешней границы континентального шельфа США.
"Экспертам удалось осуществить съемку морского дна площадью около 5,4 тыс. кв. миль (примерно 14 тыс. кв. км). Речь идет о морских пространствах между портом Датч-Харбор на острове Уналашка Алеутской гряды и городом Номом на Аляске", - отметила Брейнард в интервью ТАСС.
Данные удалось собрать в результате четырехмесячной экспедиции в Арктику, завершившейся в середине октября этого года. Американские специалисты работали на борту ледокола "Хили" в сотрудничестве с канадскими учеными. В частности, было исследовано дно Чукотского и Берингового морей, моря Бофорта, а также проведено исследование о сокращении площади льдов Северного Ледовитого океана.
"Специальное оборудование, установленное на борту ледокола, позволило найти подножие континентального склона, необходимое для определения так называемой линии Хедберга, линии Гардинера и 2500-метровой изобаты (линия глубины моря), использующиеся при фиксировании внешней границы континентального шельфа. Именно эта международная договоренность позволяет государствам подавать заявки на расширение континентального шельфа", - пояснила Брейнард, оперируя терминами из Конвенции ООН по морскому праву.
Между тем США по-прежнему не присоединились к Конвенции, несмотря на многократные заявления о намерениях сделать это. Причина проста: в Сенате Конгресса США пока не набралось большинства голосов, необходимого для ратификации документа.
Вместе с тем в вопросе делимитации (разграничения) границ арктического шельфа Вашингтон не принимает ни один из вариантов определения территориальных границ, предлагаемых приполярными государствами. Иными словами, рассчитывает на территорию, простирающуюся на 600 морских миль (965 км) от Аляски к полюсу. При этом, как полагают в Белом доме, на самом Северном полюсе высвободится якобы "ничейная территория" площадью около 3 млн кв. км, обладать природными ресурсами которой смогут все субъекты международных отношений.
Важно подчеркнуть и следующий факт: до тех пор, пока США не ратифицируют Конвенцию ООН, продолжится обострение территориальных разногласий с Россией, в том числе по вопросу разграничения морских границ и пределов континентального шельфа.
Напомним, что свое право на шельф Россия отстаивает более 10 лет. В 2001 году она первой среди мировых держав подала заявку в Комиссию ООН по морскому праву о расширении границ шельфа за пределы 200-мильной экономической зоны. Однако заявка была отвергнута "из-за недостаточности доказательств".
Очередную расширенную и дополненную заявку Москва подала в ООН летом этого года. Общая площадь территории, на которую претендует Россия (речь идет о присоединении хребта Ломоносова и других участков морского дна, в том числе котловины Подводников, поднятия Менделеева, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса) составляет 1 млн 191 тыс. кв. км. В случае успеха это позволит прирастить потенциальные запасы углеводородов на 5 млрд тонн условного топлива. Очередное обсуждение заявки с разъяснениями участвующих в ее подготовке российских ученых и экспертов пройдет в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке с 28 ноября по 2 декабря.
Добиваясь расширения шельфовых границ, Москва защищает собственные национальные интересы и действует исключительно в рамках международного права. А в вопросах освоения региона действует с присущим ей прагматизмом - куда лучше решать этот сложнейший вопрос, сотрудничая друг с другом. В отличие от Вашингтона, продолжающего гнуть свою линию американского превосходства, в том числе и в полярных широтах.