Остров Ганса, "затерянный" в арктических льдах между датской Гренландией и крупным канадским островом уже давно является "камнем преткновения" в геополитическом споре двух государств.
Остров Ганса (гренл. Tartupaluk, дат. Hans, англ. Hans Island) - необитаемый остров в центре пролива Кеннеди (часть пролива Нареса). Он назван в честь Ганса Хендрика, известного датского исследователя Гренландии, который жил во второй половине 19 века. Площадь острова - всего 130 гектаров, однако прилегающие к нему воды в изобилии "содержат" нефтяные и газовые ресурсы.
Из-за чего весь сыр-бор?
Дело в том, что остров территориально, что называется, "попал" как в канадские, так и в датские территориальные воды. Отсюда и спор обеих стран, который продолжается уже почти век. Так, в 1933 году Постоянная палата международного правосудия (Permanent Court of International Justice - PCIJ) вынесла решение по вопросу картирования острова в пользу Дании. Впрочем, об этом решении в 1946 году было забыто - после роспуска Палаты правосудия, которую заменили Международным судом ООН.
В 1972-73 годах Канада и Дания договорились о демаркации морских границ в Арктике, однако статус острова Ганса так и остался нерешенным. Морские границы были установлены непосредственно к северу и к югу от острова, однако сам остров не затронуты.
"Война виски"
Между Данией и Канадой в 1984 году началась так называемая "война виски". В то время датский министр по делам Гренландии прибыл на остров с визитом, оставив там бутылку шнапса и записку: "Добро пожаловать на датскую землю". Канадцы эту традицию поддержали, оставив записку следующего содержания: "Добро пожаловать в Канаду!". К ней также прилагалась бутылка виски. Впрочем, по другим источникам, первыми в этой игре были все же канадцы, а потом уже датчане привезли шнапс.
"Война виски" с тех пор не прекращалась. Когда на остров приплывают датские пограничники, они оставляют бутылку шнапса для канадцев и наоборот.
Обострение отношений
Отношения между странами обострились в июле 2005 года, когда канадские войска высадились на остров Ганса, возвели там каменную скульптуру (инуксук) и подняли национальный флаг. Неделю спустя остров посетили министр обороны Канады Билл Грэм. Между тем Дания заявила протест, в котором объявила остров "частью своей территории" и подала жалобу на "несогласованный визит канадского министра".
В 2012 году государства завершили переговоры по разведке нефти и промысловых правах в море Баффина. Однако область вокруг острова так и не была затронута. Оттава предложила поделить остров пополам, но Копенгаген эту идею не поддержал.
В мае 2014 года судьбу острова обсудили министры иностранных дел Канады и Дании Джон Бэрд и Мартин Лайдгаард. Однако и эта беседа не привела к какой-либо конкретике.
Арктика - не поле битвы!
В настоящий момент внимание стран сфокусировано на иных вопросах. В частности - на повышенной активности России в полярных широтах. По мнению западных политиков, Москва стремится извлечь максимальную выгоду из богатого углеводородами региона (по некоторым оценкам, в Арктике содержится до 30% мировых запасов газа и 13% нефти), а также изучить его транспортные преимущества - главным образом, потенциал Северного морского пути. Именно эта "общая угроза", которая "якобы" исходит от России, укрепила двусторонние связи между Данией и Канадой.
Между тем сама Москва, которая продолжает освоение полярных широт, действует исключительно в рамках международного права и отстаивает свои национальные интересы в регионе.
"Ледовый пирог", на который сегодня, кроме России, претендуют также США, Канада, Дания, Исландия и Норвегия - должен быть поделен разумно и справедливо. Государствам следует укреплять доверие и взаимопонимание в этом вопросе, а не делать Арктику очередным "витком" геополитической борьбы.