САМАЯ БЫСТРАЯ:
Единственная в мире "Золотая рыбка"
Проект 661 "Анчар" © СПМБМ "Малахит" Рекорд скорости подводного хода этой подлодки второго поколения не превзойден до сих пор. Мало того, ни одна субмарина до сих пор даже не приблизилась к скорости в 44,7 узла (более 80 км/ч).
Единственная в своем роде титановая АПЛ К-162 (проект 661 "Анчар") была заложена 28 декабря 1963 года в Северодвинске и принята в состав флота 31 декабря 1969 года. Именно тогда она и показала блестящие скоростные характеристики.
Свое прозвище "Золотая рыбка" лодка получила из-за высокой стоимости и замечательных боевых возможностей. От серийного строительства этих подлодок отказались еще в 1964 году, решив ограничиться одним уникальным кораблем.
"Анчар" был наделен усовершенствованной атомной энергетической установкой и мог запускать крылатые ракеты из подводного положения.
В 1971 году лодка вышла в автономку в Атлантический океан, пройдя от Гренландского моря до Бразильской впадины, где снова продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США.
"Золотую рыбку" вывели из эксплуатации в 1984 году. Результаты, полученные во время ее боевой службы, были успешно использованы при проектировании и строительстве атомоходов третьего и четвертого поколений. Правда, дороговизна уникальных систем и сложности работы с титановым корпусом доставили строителям этой лодки немало хлопот, но зато были отработаны многие принципы и технологии - в дальнейшем работы велись в сторону снижения стоимости и шумности лодок.
САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ:
"Лиры", опередившие время
Спуск подлодки проекта 705 © ОАО "Адмиралтейские верфи" Опередившие время "Лиры" - атомные подводные лодки проектов 705 и 705К (шифр "Альфа"/"Лира") прослужили в боевом составе Северного флота не более 15-20 лет.
Строительство подлодок этого поколения из титана началось в 1964 году на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. В разработке проекта участвовали свыше 200 КБ, НИИ и заводов Советского Союза. Строительство серии продолжалось с 1968 по 1981 год. К сожалению, из-за технических и экономических проблем Военно-морской флот Советского Союза получил лишь семь таких кораблей.
Лодка была легкая и прочная, ведь не только корпус, но и все трубопроводы, механизмы, даже насосы, электродвигатели и другие составляющие были сделаны из титана.
Самое важное отличие подводных лодок 705-го проекта от остальных - главная энергетическая установка (ГЭУ). Установленный на них реактор с жидкометаллическим теплоносителем (особый сплав) позволял делать то, что не могут лодки с водо-водяным реактором. Это минимальное время для ввода ГЭУ, скорость повышения мощности реактора и одновременное увеличение хода до полного, а также возможность длительное время идти ходом, сопоставимым со скоростью торпеды (около 35-40 узлов).
Высокие боевые качества этих подлодок были обусловлены большим количеством новых оригинальных технических решений. Применение максимально автоматизированных систем управления реактором, вооружением и другими комплексами позволило не только сократить экипаж, но и получить большой опыт в деле создания корабельной электроники.
Это были одни из самых быстрых подлодок в мире. Обладая скоростью в 42 узла, сопоставимой со скоростью торпед противника, "Лиры" имели, по сути, авиационные разгонные характеристики - могли развить полный ход в течение минуты. Скорость позволяла зайти в "теневой" сектор любого корабля, где шум собственных двигателей не позволяет противнику использовать гидроакустику, даже если предварительно подлодка уже была обнаружена. При этом зайти за свою корму кораблям противника она не позволяла.
В начале 1980-х годов одна из советских атомных подводных лодок 705-го проекта, действовавшая в Северной Атлантике, установила своеобразный рекорд. В течение 22 часов она следила за натовским атомоходом, находясь у него за кормой. Несмотря на многочисленные попытки, сбросить противника "с хвоста" так и не удалось: слежение было прекращено лишь после получения соответствующего приказа с берега.
Высокая скорость и невероятная маневренность позволяли этим лодкам уклоняться от выпущенных вражеских торпед и тут же переходить в контратаку. За 42 секунды 705-я могла развернуться на 180 градусов и двигаться в обратном направлении.
За 20 лет эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек.
САМЫЕ БОЛЬШИЕ:
Тяжелые "Тайфуны"
Крейсер стратегического назначения проекта 941 после учений в Баренцевом море, 2001 год © AP Photo/ Dmitry Lovetsky Эти подлодки невозможно перепутать ни с чем. Огромные, длинные и широкие, они больше похожи на космические корабли, чем на субмарины.
Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" ("Тайфун" по классификации НАТО) до сих пор являются самыми большими подлодками в мире. Их подводное водоизмещение составляет 48 тысяч тонн, что практически равняется стандартному водоизмещению единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов". "Тайфуны" в 30 раз больше по водоизмещению, чем самая маленькая подлодка ВМФ РФ проекта "Лада" и в два раза больше "Бореев". Гигантские размеры лодок продиктовало новое оружие: твердотопливные трехступенчатые межконтинентальные баллистические ракеты Р-39.
Первая "Акула" была заложена в 1976 году и вступила в строй в конце 1981 года. Эти подлодки прожили довольно короткую, но насыщенную жизнь на флоте и были списаны отнюдь не по своей вине - производство ракет для них было достаточно быстро прекращено, а новые ракеты Р-39УТТХ "Барк" так и не прошли всех испытаний, и крейсеры фактически остались безоружными. Плюс к тому наступили нелегкие для флота времена 90-х.
Всего было построено 6 кораблей, они строились для противодействия новым американским ракетным крейсерам типа "Огайо".
Два основных прочных корпуса подлодки расположены внутри легкого корпуса параллельно друг другу (по катамаранному типу). Именно это дает "Тайфунам" не только внушительную высоту, но и ширину.
Помимо нововведений в покрытии субмарин, в их мощных энергетических установках и снижения параметров шумности по сравнению с предыдущими проектами, в "Акулах" были реализованы беспрецедентные условия для комфортной службы экипажа.
На каждой такой лодке есть салон для отдыха, спортзал и небольшой бассейн, заполняемый забортной водой с возможностью подогрева. Имеется сауна, солярий, "живой уголок". Кубрики и каюты для офицеров гораздо просторнее, чем на других субмаринах. За эти преимущества моряки называли 941-е "хилтонами".
Из 6 построенных кораблей 3 подлодки проекта 941 утилизированы, 2 корабля - "Архангельск" и "Северсталь" - находятся в резерве, а "Дмитрий Донской" был модернизирован для испытаний ракеты "Булава".
САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ:
Новаторская "Лада"
Головной корабль проекта "Лада" возвращается на базу, 2015 год © ЦКБ "Рубин" Проект 677 "Лада" опередил свое время на несколько десятилетий. Первую подлодку "Санкт-Петербург", заложенную в 1997 году, проектанты и кораблестроители доводили до ума несколько лет. Головная субмарина фактически стала стендом, на котором отрабатывалось более сотни новейших опытно-конструкторских работ.
О новшествах, внедренных на "Лады", много не говорят. Известно, что гидроакустическое, радиоэлектронное и другое вооружение, а также двигатели у нее нового поколения, что вооружена эта кроха "Калибром" и способна делать как одиночные, так и залповые пуски этой ракеты из торпедных аппаратов.
Подводное водоизмещение "Лады" не превышает 1,6 тонны, что примерно в 15 раз меньше "Борея". Моряки шутят, что этот корабль уместился бы даже в кают-компании стратегического ракетоносца.
Головная подлодка серии - "Санкт-Петербург" - с 2010 года находится в опытной эксплуатации, еще две строятся сегодня в Петербурге.
САМЫЕ БЕСШУМНЫЕ:
"Черные дыры" в морях
Подлодка "Ростов-на-Дону" проекта 636.3 для Черноморского флота во время спуска на воду на Адмиралтейских верфях, 2014 год © Руслан Шамуков/ТАСС Дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 (шифр "Варшавянка") за свою бесшумность давно получили от моряков НАТО уважительное прозвище "Черная дыра". Серия из шести таких субмарин для Черноморского флота строится сегодня на Адмиралтейских верфях в Петербурге.
Название "Варшавянка" пришло из 1970-х годов, когда эти лодки предполагалось большими сериями поставлять на экспорт в страны Варшавского договора. До этого был "Палтус" (проект 877), который до сих пор успешно служит в Индии, Китае, Вьетнаме, Алжире и других странах. Детища Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" "Варшавянки" стали гармоничным развитием "Палтуса", приобрели большую скрытность и обновленную электронику.
По сравнению с атомными "Бореями", "Варшавянки" очень малы. Их длина - около 74 метров, ширина - 10 метров, а максимальное водоизмещение не превышает 4 тысяч тонн. Атомные стратеги 955-го проекта обладают водоизмещением в шесть раз большим, а в длину в одном атомоходе поместится две с половиной дизельных подлодки. Хотя, конечно, скрытность подлодки под водой совсем не зависит от ее размера.
Дело тут во многих факторах, в частности в энергетической установке, винте и оборудовании, которое при работе шумит.
Как максимально снизить эти шумы, сделав лодку практически невидимой для противника, конструкторы всего мира давно ломают головы. Российские проектанты сделали в этом направлении революционный шаг, наделив "Варшавянки" для Черноморского флота новейшей электроникой, навигационным и акустическим комплексом и разнообразными звукопоглощающими технологиями секретного характера.
Кроме того, эти подлодки обладают мощным вооружением - интегрированной ракетной системой "Калибр", которая размещается в 533-миллиметровых торпедных аппаратах в носу лодки и может поразить крылатыми ракетами надводные корабли, подлодки противника и, главное, его береговые объекты на значительных расстояниях.
Соотношение дальности обнаружения целей и акустической скрытности у 636-х является оптимальным: "Варшавянка" сможет "увидеть" врага на максимальном расстоянии, подобраться к нему и не быть обнаруженной, наблюдать за ним, а при необходимости применить свой главный калибр.
"Варшавянки" относятся к третьему поколению подводных лодок, но для Черного моря конструкторы постарались максимально приблизить их к новаторскому четвертому. У них два мощных дизель-генератора, позволяющих развивать под водой скорость до 37 км/ч, хорошо зарекомендовавшие себя обводы корпуса и особое противогидроакустическое покрытие.
СТРАТЕГИ И ИХ "ОХРАННИКИ"
Атомные подлодки Северного флота "Смоленск" и "Воронеж" на штатной стоянке, 2016 год © Лев Федосеев/ТАСС Основные силы современного Военно-морского флота России еще до недавних пор были представлены только атомными субмаринами третьего поколения 667БДРМ (шифр "Дельфин") и 949А (шифр "Антей"). Первая относится к стратегическим, вторая является многоцелевой.
Основное различие между стратегической и многоцелевой подлодкой можно обозначить так: стратег - это носитель ядерного оружия, один из столпов ядерной триады государства. Он незаметно выходит в свой сектор Мирового океана и несет боевое дежурство, угрожая самой возможностью применения ядерного оружия. Но при этом стратегический ракетоносец во многом беззащитен перед авиацией и подводными "охотниками" противника. И тут на помощь приходит многоцелевая подлодка, которая способна выследить, сопровождать и в случае необходимости поразить вражескую субмарину или авианосец, не дав им уничтожить стратега. В идеале она должна быть быстрее, маневреннее и незаметнее носителя ядерного оружия - настоящий подводный "охотник".
Многоцелевой "Антей", который за характерную форму корпуса на флоте ласково прозвали "Батоном", является носителем крылатых ракет "Гранит". Их строительство началось в 1982 году, всего создано 11 кораблей.
Они могут запускать ракеты из надводного и подводного положения, имеют меньшую шумность по сравнению с предыдущими проектами, более высокую скорость подводного хода, втрое больший боезапас, ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями. Узкоспециализированные "Антеи" еще называют "убийцами авианосцев".
Подлодка проекта 667БДРМ получила плавное развитие от второго поколения к третьему, изначально ее проектировали еще в 1960-х годах, но благодаря постепенной модернизации и созданию улучшенных кораблей "Дельфины" успешно служат до сих пор.
Корпус "Дельфина" легко узнаваем: из-за увеличенной высоты ограждения ракетных шахт лодка обрела характерный длинный "горб", который начинается от рубки и тянется почти до "хвоста" этого подводного крейсера. Правда, гигантом его не назовешь: он имеет всего чуть более 18 тысяч тонн подводного водоизмещения.
Вооружены 667-е межконтинентальными баллистическими ракетами "Синева", по 16 на каждой субмарине.
В будущем субмарины четвертого поколения, знаменитые "Бореи", полностью заменят "Дельфинов" на боевой службе, но пока стратеги третьего поколения исправно выходят в море.
Пятое поколение: взгляд в будущее
Конструкторские бюро России не прекращают работы над созданием перспективных подводных кораблей новых поколений. Каких-то данных о будущих технических параметрах подлодок нет, они засекречены.
Согласно расчетам, флаг на атомной подводной подлодке пятого поколения необходимо поднять одновременно с завершением срока службы головного "Борея". Сначала должны вестись предпроектные работы, затем научно-исследовательские и опытно-конструкторские. На это потребуется несколько лет. Затем последует этап проектирования, разработки рабочих чертежей и строительства.
Теоретически лодка пятого поколения может получить новые возможности за счет создания так называемой сетецентрической системы - единого информационного пространства, мгновенного обмена данными и тесного взаимодействия между подлодками и необитаемыми подводными аппаратами, надводными кораблями, самолетами, космическими аппаратами и беспилотниками.
Правда, информационная интеграция подводных кораблей с другими участниками морского пространства вступает в противоречие с идеей подлодки как "потаенного судна", ведь такой внушительный информационный обмен может "засечь" противник. Но это и есть те новаторские разработки, над которыми уже бьются разработчики всего мира.
Параллельно с атомной энергетикой развиваются и неатомные лодки. Для них создаются различные воздухонезависимые энергетические установки. Автономность субмарин с такими установками может составить месяц и более.
Что касается размеров лодок, то с первого по третье поколение они увеличивались. Пятому поколению субмарин предрекают меньшие размеры, чем четвертому, как в связи с большим технологическим совершенством, так и для удешевления их создания. Правда, насколько они уменьшатся - вопрос открытый.
ТАСС