![](http://ic.pics.livejournal.com/arctic_blog/48873327/16430/16430_300.jpg)
Сегодня Арктика, по оценке специалистов, является центром притяжения интересов многих стран и транснациональных компаний.
Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин в своем интервью агентству ИТАР-ТАСС подчеркнул - у этой природной кладовой два пути: она будет либо объектом жесткой конкуренции, либо территорией партнерства и диалога.
Дмитрий Кобылкин уверен, что арктические регионы России должны сами формировать новые привлекательные площадки для сотрудничества. Сейчас Ямал занимает первое место по притоку населения, а все остальные северные регионы переживают отток населения - Мурманская, Архангельская области. Козырь Ямала - уникальные запасы углеводородного сырья, и поэтому сегодня он способен стать центром многих проектов по освоению Арктики.
ИТАР-ТАСС: Летом этого года в Салехарде прошла масштабная конференция по мерзлотоведению. Оправдала она ваши ожидания, как одного из инициаторов и организаторов ее проведения именно в Салехарде?
ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН: Мерзлотоведение - это для нас сегодня одна из главных наук и тем. Надо ли строить города на вечной мерзлоте? Будут ли они жить дальше? Или это мерзлота, которая потом растает... Вот эти все мифы и легенды о потепление и похолодание. Так что же произойдет? Наука при освоении Арктики должна быть первична. Закономерности и тенденции важно знать, потому что мы строим на вечной мерзлоте и у нас есть места, где на самом деле подтаивает грунт, и мы его искусственно поддерживаем. И ничего в этом страшного нет. Сегодня технологии развиваются, с каждым днем движутся вперед. Конференция еще раз подтвердила, что Крайний Север имеет право на жизнь, а не на существование. Север - это треть нашей страны и территорию нужно развивать. Ямало-Ненецкий автономный округ выходит в Арктику с новейшими технологиями, и каждый наш шаг инновационный.
![](http://ic.pics.livejournal.com/arctic_blog/48873327/16874/16874_300.jpg)
ИТАР-ТАСС: В этом контексте как-то по-другому видится завершившаяся недавно экспедиция "Ямал-Арктика 2012". Насколько ее итоги важны для реализации масштабных проектов, которые разворачиваются сегодня на Ямале?
ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН: Результаты этой экспедиции действительно важны чрезвычайно. И не только для нас, но и для всей науки. Впервые за одну экспедицию одновременно исследована такая огромная площадь, собрано большое количество проб. Прежде такие исследования проводились в разное время, преимущественно в советское, и лишь в отдельных районах, что не позволяло вывести точные показания и понять, что происходит с водой, льдами, материковой и шельфовой зонами, здоровьем коренных жителей. Нам, как и другим регионам циркумполярного мира, важно знать: сколько вредных веществ попадает в арктическую зону. Пока опасения не подтвердились: оттока и снижения численности животных или плохого качества воды экспедиция не выявила. И до окончательных выводов, на которые потребуется немалое время, можно уже заявить, что сегодня главное - не усугубить экологическую ситуацию, и постепенно убрать то, что накопилось в нашем регионе за предыдущие годы освоения.
ИТАР-ТАСС: Вы начали с острова Белый?
ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН: Да. Честно вам скажу, когда в первый раз я прилетел на остров Белый зимой, я под снегом мало что мог увидеть. И мне один ненец рассказал про белого медведя, который напал на людей и его вынуждены были застрелить. И когда стали осматривать медведя, то нашли много шрамов на лапах - старых и совсем свежих. По этим ранам было понятно, что медведи, попадая на остров Белый, постоянно режутся. Я представил как же здесь уродуются тюлени, моржи... Потом приехал на остров летом, и увидел, что натворили за то время, когда богатства Ямала брали любой ценой. Возможно, в планах было все это впоследствии убрать, но развалился Союз, и этот момент прозевали. 5 тысяч бочек на острове находилось. Кучи железа - и все это прилегает непосредственно к Карскому морю, откуда на остров приходит вся живность. Это как раз совпала со временем, когда Владимир Путин, выступая на заседании Русского географического общества, призвал очистить Арктику. Федеральные деньги были выделены.
Мы не попали в федеральную программу, но работы начали за свой счет. Я, честно говоря, даже не представлял, сколько это может стоить. Мы развернули волонтерское движение. Собрали ребят наших же ямальских. Там технику не загонишь - очень ранимая природа. Все в основном было сделано вручную. А зимой мы будем работать с техникой. Остров покроется льдом, и слой почвы будет защищен. Каждый участник этой экспедиции сказал, что на следующий год он обязательно друга с собой привезет. Они уже заболели этой темой. Отгрузили две баржи металлолома - 75 тонн. Ребята сами решили этот лом продать, а вырученные деньги направить на счета детских домов.
Ключевая тема в Арктике заявлена на государственном уровне, и это тема экологическая. Но на форуме она будет развита гораздо шире. Это и международные интересы, и приоритеты стран, и геополитическое звучание.
Очень важно, чтобы территория России стала территорий диалога в понимании развития арктических шельфов. Чтобы не думали, что мы в Арктику зашли и никому ничего не показываем, и что мы там всю экологию испортим. Пока вот такое впечатление складывается и у Гринписа и у Америки по отношению к русским, которые выходят в Арктику. Мы показываем, что мы туда выходим с новейшими технологиями, и каждый шаг в Арктике инновационен. Вот это основная тема, которую мы хотим предложить как российскому, так и международному сообществу.
![](http://ic.pics.livejournal.com/arctic_blog/48873327/16915/16915_300.jpg)
ИТАР-ТАСС: И какие же это проекты?
ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН: Один из основных проектов, которые мы планируем реализовать на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, коснется, безусловно, не только Ямала и даже Уральского федерального округа. Он важен, в том числе, и для Сибирского и Приуральского округов. Это - строительство Северного широтного хода, с последующей перспективой развития нового морского порта Саббета , который не ограничивается только монозадачами по транспортировке углеводородного сырья. Сабетта может стать многофункциональным портом для экспорта и импорта разных грузов. У него уникальное месторасположение - от Сабетты до Парижа и Пекина - одинаковое расстояние. А это значит, мы можем соединить рынки Азии и Европы, рынки Америки. План амбициозный, дерзкий, но если мы его осуществим, Россия станет очень серьезным мировым игроком.
Для строительства Северного широтного хода нам сегодня даже не нужны федеральные средства. Будем строить в рамках мегапроекта "Урал промышленный - Урал Полярный" на условиях государственно-частного партнерства. Мы выделили два направления: ресурсную базу самого Полярного Урала; и транспортную инфраструктуру самого широтного хода, включающую строительство уникального мостового перехода через Обь и железную дорогу примерно 320 км.
ИТАР-ТАСС: Аналитики сомневаются - будет ли загружена эта железная дорога?
ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН: Перспективы загрузки - самый главный и основной вопрос. Но давайте начнем с того, что Трансиб сегодня трещит по швам. Средняя скорость движения грузов едва превышает 240 километров в сутки. Это надо признать. И когда мы просчитывали Широтный ход, мы вообще не считали ресурсную базу самого Полярного Урала. Мы эту часть убрали - как козырь в карман, мы его держим про запас. Возможно, мы когда-нибудь сможем с Полярного Урала транспортировать те же хромиты, которые Челябинск забирает. Но пока мы брали в расчет только углеводородное сырье. И это говорит мне о том, что ориентировочно 12-14-15 млн тонн грузов там есть. Строящаяся дорога - это ведь не только путь экспорта, но и путь импорта. Весь Уральский округ получает выход в океан, которого мы сегодня не имеем. За 2-3 дня добраться до порта и отгрузить, допусти тот же уральский металл, в тот же Катар. Только Северным морским путем. Или хлеб Кургана, Челябинска, Поволжья - не в Новороссийске стоять в очереди, ждать, когда Краснодарский край свой хлеб отгрузит, Ставрополь, Ростов. А потом уже мы прицепом... Почему бы не уйти нашему сибирскому зерну на порт Саббету?
Здесь же всего 220 км от Бованенково - и рождается иной смысл в необходимости строить огромную инфраструктуру морского порта - углублять 50 километров канала, делать глубины 15-метровые... Уже не только для того, чтобы сжать газ и отправить его в Европу. В два дня один танкер планируется запускать.
Лед в Арктике не так страшен, как кажется. Всего до 5 метров. И то в районе Канады. У нас - 2-2,5 метра. Есть все предпосылки к активному использованию Северного Морского пути в наше время. Я уверен, возможно снова открыть Севморпуть. Это, может быть, дело всей моей жизни. Мы можем обеспечить безопасный северный маршрут, не связанный с Суэцким каналом и сомалийскими пиратами. Мы можем сделать нашу страну одним из образцов безопасности в транспортной инфраструктуре, доступной всему миру. Это важно не только для Ямала, но и для всей страны. Государство резко увеличивает расходные обязательства, нужно увеличивать и доходы. У Ямала такой потенциал есть, и мы обязаны этим воспользоваться.
Северный Морской путь - это соединение рынков Европы с рынками Азии. Это то, чего сегодня нет. Вдумайтесь, только товарооборот между Европой и Китаем составляет 567 млрд долларов США. На Земле 4 млрд человек из семи проживают в странах АТР. На одного человека в год приходится 4 морских контейнера. Вы можете себе представить оборот - на 4 млрд - 4 контейнера на одного человека. Мы должны, Россия должна стать транзитом.
![](http://ic.pics.livejournal.com/arctic_blog/48873327/5785/5785_300.jpg)
ИТАР-ТАСС: Много разговоров вызывает еще один ваш амбициозный проект - строительство в Салехарде Международного Центра изучения Арктики.
ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН: Этот проект тоже будет представлен на третьем Международном форуме "Арктика - территория диалога", который пройдет с 22 по 23 октября в Салехарде. Арктика - очень сложный и уязвимый регион. Здесь нельзя работать наобум, строить что-то без четкого научного обоснования. Центр может и должен стать площадкой для объединения усилий ученых по проведению комплексных системных наблюдений за окружающей средой и изменением климата, внедрения инновационных технологий в сферу агропрома, строительства, энергетики, малого и среднего бизнеса и проведения междисциплинарных исследований.
Так когда-то необходимость комплексного обустройства Сибири продиктовала необходимость строительство Академгородка в Новосибирске. На сегодняшний день Салехард находится в самой удобной точке российской Арктики, откуда можно быстро добраться до любого месторождения или промышленного объекта, чтобы увидеть, как на деле используются научные разработки.
Проект призван решить проблемы глобального мирового масштаба, создать новую волну инноваций, обеспечить поиск и внедрение технологий по всему миру, их экспериментальное внедрение на площадках Ямала и дальнейшее тиражирование в регионах и странах Арктики. Инициатива правительства Ямало-Ненецкого автономного округа о создании Международного инновационного центра изучения Арктики в столице региона и его отделения на острове Белый была поддержана участниками X Международной конференции по мерзлотоведению.
ИТАР-ТАСС: Какова ситуация на Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении, ввод которого уже не раз откладывался?
ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН: С точки зрения технологичности, Бованенково уже готово к запуску. Просто не хочется заниматься популизмом. Просто перерезать ленточку, закрыв глаза на то, что какой-то объект еще не доделан, или рекультивация не завершена. Хочется сделать промысел такой, чтобы он был образцово-показательный. Потому что он Арктический и самый большой не только на территории России. Думаю, что в начале октября мы запустим Бованенково.
ИТАР-ТАСС: Еще один проект, который вызвал много разговоров и в профессиональных кругах, и в политических - строительство трубопровода в Башкирию и Татарстан.
ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН: Да, с точки зрения губернатора, этот проект может быть и не совсем популярен. Зачем я отдаю свой конденсат, ШФЛУ /широкая фракция легких углеводородов - ред./, если можно свою нефтехимию развернуть. Либо отдавать продукт в Тобольск. Знаете, внутренний региональный продукт Татарстана, я так навскидку скажу, в 2 раза больше, чем на Ямале. Это тоже донор. Это тоже субъект, который зарабатывает. За счет химии. И там огромный кадровый и технологический потенциал. Я им говорю: давайте Ямал будет поставлять ШФЛУ, вы сделаете из него качественный продукт, и этот продукт привезете на порт Саббета, откуда мы его экспортируем на страны АТС, Европу, Северную Америку. Я не потеряю ни в налогах, ни в рабочих местах. Это важно и для Башкирии и Татарстана, и для всей России.
Владимир Зуйков, ИТАР-ТАСС, Салехард.