Рейс по высадке станции СП-40 начнется не позднее 10 сентября Высокоширотная арктическая экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) по высадке дрейфующей станции "Северный полюс-40" (СП-40) начнется не позднее 10 сентября, сообщил руководитель экспедиции Владимир Соколов.
"Договор с ФГУП "Росатомфлот" на фрахт атомного ледокола "Россия" еще не подписан, но уже согласован с ними. Атомоход встанет под погрузку в Мурманске в конце августа, и 5-8 сентября уже планируем выйти в рейс. Правда, могут быть небольшие подвижки по дате. В целом, рейс запланирован на 30 суток", - сообщил Соколов.
Пока летние процессы в Арктике еще не завершились - продолжаются значительные подвижки льдов и их таяние, отметил руководитель экспедиции. Как только таяние льдов прекратится, ближе к концу сентября, ученые смогут с большей уверенностью говорить о том, на какую льдину будет высажена новая станция.
"Район предполагаемой высадки - к северу от острова Врангеля. Мы наблюдаем по спутнику за районами, где есть старые льды. Конечно, подыскать льдину будет не легче, чем в прошлом году. Но ряд объектов у нас уже на примете, и их достаточно", - сказал Соколов.
Что касается станции СП-39, открытой 1 октября 2011 года, то в районе ее дрейфа ледовая обстановка благоприятная и пока остается без изменений, добавил Соколов. Сейчас СП-39 двигается в районе 84 градусов северной широты и 98 градусов западной долготы. Общий дрейф с момента открытия станции (за 312 суток) составил 1580 километров.
"Мы хотели, чтобы на новой станции работало больше людей, но пока по плану утверждено 16 человек. На СП-39, напомню, сейчас живут и трудятся 17 полярников. Начальником СП-40 утвержден Николай Фомичев", - сказал Соколов.
Высокоширотная экспедиция ААНИИ по снятию дрейфующей станции "Северный полюс-38" (СП-38) и организации новой дрейфующей станции "Северный полюс-39" началась 17 сентября 2011 года. Атомный ледокол "Россия" ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом" вышел из Мурманска с командой специалистов для новой станции и грузом оборудования, топлива и различных запасов и проделал путь до станции за неделю. Всего рейс занял 21 день. Станция СП-39 начала свою работу 1 октября на 84 градусе северной широты и 150 градусах западной долготы одновременно с закрытием СП-38.
Первая в мире дрейфующая станция "Северный полюс-1" была высажена на льды Центрального полярного (ныне Арктического) бассейна 21 мая 1937 года. В этот день на льдину вблизи Северного полюса самолетами Высокоширотной воздушной экспедиции были доставлены начальник станции Иван Папанин, геофизик Евгений Федоров, гидролог Петр Ширшов и радист Эрнест Кренкель. Предвоенные и военные годы прервали цикл исследований, но с начала 1950-х годов они были продолжены. C этого момента дрейфующие станции действовали в Арктике регулярно до 1991 года. Их работа была возобновлена после 12-летнего перерыва весной 2003 года.