Ученые на дрейфующей станции СП-39 переедут на другое ледовое поле

Apr 27, 2012 09:45




Ученые на дрейфующей станции СП-39 переедут на другое ледовое поле

Полярники, зимующие на дрейфующей станции "Северный полюс-39", перенесут станцию на соседнее ледовое поле, так как на льдине, где расположена станция, прошла трещина, рассказал РИА Новости в четверг руководитель Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института Владимир Соколов.


Полярники, зимующие на дрейфующей станции "Северный полюс-39" (СП-39), перенесут станцию на соседнее ледовое поле, так как на льдине, где расположена станция, прошла трещина, рассказал РИА Новости в четверг руководитель Высокоширотной арктической экспедиции (ВАЭ) Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Владимир Соколов.
"Условия дрейфа достаточно тяжелые. На территории станции появилась трещина, и люди переезжают на соседнее ледовое поле. Но пока там все поджато, и беспокойства не вызывает. По плану, снимать станцию будем в конце августа - сентябре, тогда же и искать новую льдину для СП-40", - рассказал Соколов.

По его словам, уже подготовлена дорога к новому месту базирования станции, перевезены горюче-смазочные материалы, подготавливаются к перевозке жилые и подсобные домики.

"Сезонная экспедиция, прибывшая на станцию в начале апреля, успешно выполнила все задачи. Мы завезли продукты питания, новую аппаратуру, оборудование, помогли в обновлении и настройке программного обеспечения. Один механик отправился в Петербург, его место занял другой. Добавился еще один метеоролог, так что теперь на СП-39 работают 17 человек", - рассказал Соколов.

Комплекс по исследованию атмосферных процессов и газообмену в Арктике, теперь полностью развернутый на дрейфующей станции, по мнению Соколова, не имеет себе равных в мире - ни по насыщенности аппаратурой, ни по информационному потоку, каждый день поступающему в ААНИИ из Северного Ледовитого океана.

По данным пресс-службы ААНИИ, в период работы сезонный отряд на СП-39 бурил торосы с помощью электротермобура, подготовил и ввел в действие подвижную актинометрическую платформу (устройство для измерения солнечной радиации - ред.), метеорологический профиломер, позволяющий делать высокоточное зондирование атмосферы в приледном километровом слое. Помимо этого продолжаются стандартные метеорологические наблюдения, зондирования атмосферы и океана, наблюдения за течениями на различных горизонтах.

"Ведутся наблюдения за концентрацией метана и углекислого газа с дискретностью одна минута в приледном слое атмосферы, градиентные и пульсационные наблюдения, измерения температуры в снежном покрове. На новое место перенесен и установлен акустический допплеровский профилограф (прибор, исследующий структуру морского дна - ред.). С 22 апреля возобновлен промер глубин по линии дрейфа станции с помощью эхолота-профилографа "Bathy 2010". Выполнено 1,8 километра маршрутного промера", - говорится в сообщении пресс-службы ААНИИ.

Координаты станции составляют 83 градуса северной широты и 115 градусов западной долготы. С момента открытия станции (за 207 суток) общий дрейф составил 1117, 3 километра.

Высокоширотная экспедиция по снятию дрейфующей станции "Северный полюс-38" (СП-38) и организации новой дрейфующей станции "Северный полюс-39" началась 17 сентября 2011 года. В этот день атомный ледокол "Россия" вышел из Мурманска и неделю шел к месту дрейфа СП-38, которая на тот момент находилась на 83 градусах северной широты и 153 градусах западной долготы, неподалеку от полюса относительной недоступности. Новая станция официально начала свою работу 1 октября прошлого года.

Первая в мире дрейфующая станция "Северный полюс-1" была высажена на льды Центрального полярного (ныне Арктического) бассейна 21 мая 1937 года. В этот день на льдину вблизи Северного полюса самолетами Высокоширотной воздушной экспедиции были доставлены начальник станции Иван Папанин, геофизик Евгений Федоров, гидролог Петр Ширшов и радист Эрнест Кренкель.

Предвоенные и военные годы прервали цикл исследований, но с начала 1950-х годов они были продолжены. C этого момента дрейфующие станции действовали в Арктике регулярно до 1991 года. Их работа была возобновлена после 12-летнего перерыва весной 2003 года.

полярники, СП-39, Северный полюс-1

Next post
Up