Еще раз о личных границах, речевых формулах и умении сказать "нет"

Jun 13, 2011 21:15


Я уже приводила слова популярного американского блоггера Гари Вайнерчука: «Показывайте человеческую сторону себя и своего бренда, уделяйте внимание личному, но только 2 процента времени, отведенного на публичное общение».

Почему? Чтобы не попасть в ситуации, в которых оказывалась lightstarlight: «За все время общения с клиентами, я столкнулась с вторжением в личную жизнь со стороны клиентов всего несколько раз, но должна отметить, что это были весьма неприятные эпизоды.

Во всех случаях это были женщины, но это потому, что прекрасный пол - моя целевая аудитория, я делаю украшения и аксессуары. Происходило во всех случаях это по очень похожему сценарию: клиент всеми правдами-неправдами старалась раздобыть мои скайп, домашний телефон, узнать адреса моих личных страниц в социальных сетях и подробности личной жизни. (Тут надо заметить, что все рабочие контакты на моей странице размещены, рабочее время также озвучено и клиенты знают меня в лицо).

Следующим этапом были звонки в нерабочее время, попытки втянуть в длительные дискуссии о личной жизни и психологических проблемах клиента. Затем, клиент старалась дать понять, что находится "на особом положении" и теперь к ней требуется "особое отношение", а точнее - большие скидки и права публично на моей рабочей странице давать советы, поучать других клиентов и обращаться ко мне фамильярно.»

«Сваливать все на дурной характер клиентов было бы недальновидно. Я понимаю: раз случаи повторялись - значит, я сама допускала ошибку в общении с клиентом. У меня есть предположение на этот счет. Как ни странно, я вижу причину в озвученной низкой цене на изделия ручной работы, и в том, что "звучала" я на момент знакомства с этими клиентами как неуверенный в себе человек. Первые встречи с именно этими клиентками проходили тогда, когда я была не в лучшей форме и чувствовала себя подавленной».

lightstarlight сама отлично рассудила, что ее проблемой было неумение говорить «нет» и выстраивать четкие границы. Это частая проблема, и не только в продажах, но и в других сферах жизни. Мы на днях обсуждали умение сказать "нет" с подругой. Когда-то она участвовала в программе сексуального воспитания для старшеклассниц. Очень важным было научить речевым формулам - что ответить, когда ты не хочешь заниматься сексом с этим юношей. Что сказать, если он начинает манипулировать или давить на тебя. Как попросить использовать презерватив, если ты согласна на секс. Что сказать на возражения. Девушки разыгрывали сценки, в которых эти речевые формулы применяли.

Все это делается для того, чтобы отрепетировать ответы в ситуациях, когда бушуют гормоны, когда некомфортно и девушка не знает, как себя вести. Над уже готовыми ответами не придется задумываться, и сказать их гораздо проще.

Если вы регулярно теряетесь в каких-то ситуациях, отработанные речевые формулы могут стать удобным методом для вас.

  • Выпишите те ситуации, в которых вы не находите, что сказать.
  • Подумайте, чего бы вы хотели, что готовы, а чего не готовы сделать.
  • Придумайте варианты ответов и действий в таких случаях. Лучше - несколько, но не слишком много, чтобы вам не запутаться в них. («Извините, все вопросы, связанные с работой, я готова обсудить с вами в рабочее время по такому-то телефону». «Извините, сейчас я занята и не могу с вами разговаривать». «Извините, я не принимаю звонки клиентов на домашний телефон. Перезвоните, пожалуйста, в такое-то время на такой-то номер».)
  • Попросите подругу или кого-нибудь из родственников сыграть роль «обидчика». Вам надо, чтобы ваши ответы у вас от зубов отскакивали. В стрессовых ситуациях наше критическое и творческое мышление нередко отключается из-за особенностей работы нашего мозга. Вам будет только полезно, если над ответами не придется задумываться. Вы же не задумываетесь, что ответить на дежурное «Привет, как дела?» Так и здесь.
  • Если подруга или родственники подойдут к делу творчески и хорошо сыграют роль надоедливых (грубых, занудных и т.д.) людей, вы получите также материал для размышлений на будущее. Посоветуйтесь и с ними, как вы можете еще более эффективно ответить. А потом отрепетируйте и это!

    Также на эту тему:

  • Сложно сказать "нет"? Скажите "да" медленно!
  • Жизнь недостаточно длинна, чтобы всему говорить "да"
  • Застряли? Как выйти из тупика
  • Оружие против стерв и прочей вербальной агрессии

  • Ваш успех: работа с удовольствием, Жить легко и радостно, Отношения с клиентами

    Previous post Next post
    Up