Арт-дизайн по пятницам: 7 ресторанов, предлагающих опыт - "Турандот"

Nov 12, 2010 03:55



Больше фотографий интерьера - здесь.

Открытия ресторана «Турандот» я ждала с огромным нетерпением целый год. Началось все с новоселья у малознакомой коллеги мужа. От незнакомой шумной толпы я спряталась на кухне, обладавшей тремя неоспоримыми достоинствами - там было относительно тихо, открывался прелестный вид из окна на Патриаршьи пруды, и стояли пирожки с грибами из "Кафе Пушкин". К пущему моему удовольствию, на кухне обосновался и владелец "Пушкина" Андрей Деллос, который, видимо, тоже не был в восторге от шумной компании в гостиной, и для вежливого ухода ему тоже было рано.

Андрей Константинович рассказал, что в планах у него ресторан китайской и японской кухни - сегодняшний "Турандот". Ему совершенно не хотелось повторять навязшие в зубах ширмы с драконами, иероглифы и красные бумажные фонарики, поэтому он подумал о стиле "шинуазри".

Через несколько веков после того, как Марко Поло вернулся из Китая и написал книгу о своих путешествиях, Восток в Европе вошел в моду. К нему обращались в прикладном искусстве, в костюме, в живописи. Китайский и японский фарфор и ткани привозили в Европу. А вот идеи о том, как оформлялись на Востоке интерьеры, и какие вообще были культурные обычаи, брали из книг Марко Поло и других путешественников, додумывая детали.

Сейчас считают, что Марко Поло мог и вообще не доехать до Китая, не говоря уж об изрядных преувеличениях в его рассказах. Так что ситуация сложилась презабавная. Стиль "шинуазри" представлял собой фантазии европейцев о быте Китая и Японии, основанные на книге, которая и сама могла частично являться вымыслом.

Кстати, название, выбранное Деллосом для ресторана, меня тоже восхитило - действие в сказке "Турандот" Карло Гоцци происходит в вымышленном Китае, который прекрасно отвечает стилю "шинуазри".


Попала я в «Турандот» в первый раз - и удивилась. Первое впечатление - Деллос передумал: вычурное барокко, так мною не любимое. Где "шинуазри", каким я себе его представила по его рассказу, где китайское чувство меры и японский минимализм, откуда перегруженность золотом и чрезмерная роскошь?

Надежда умирает последней, поэтому я спросила у метрдотеля, может быть, у них есть залы в другом стиле - уж очень мне хотелось настоящее "шинуазри" увидеть. Мне тут же организовали экскурсию по ресторану (как и в «Пушкине») и… оказалось, что вот это перегруженное золотом барокко/рококо и есть "шинуазри".

Ведь действительно, откуда в Европе в то время понимание тонкости восточного быта. Большинство же редко выезжало даже за пределы своих городов. Естественно, они основывались на том, что им привычно, что окружало (напыщенное барокко). И при этом еще добавляли сказочности и роскоши, которые, по их представлениям из книг о Востоке, были в богатых китайских дворцах.

При ближайшем рассмотрении "шинуазри" оказалось куда интереснее настоящего барокко. Небесный купол, чудные ткани, знаменитые виньетки, роспись на стенах. Китайский-японский фарфор, скульптуры обезьян и мандаринов, люстра из специального горного хрусталя с трещинками, который как бы светится изнутри, настоящие средневековые гобелены из китайской жизни - большая редкость, всего таких в мире несколько, причем два - в "Турандот".

Из-за идеи, продуманности и качества "Турандот" уникален даже среди богатых московских ресторанов. Практически все в нем сделано вручную в специально созданных для этого мастерских. Несколько сот человек работали над резьбой, росписью и т.д. За что я и люблю Деллоса, сами посудите, как он о "Турандот" рассказывает:

"У меня в обучении два этапа. Первый - это визуальное изучение: долго-долго ходишь по музеям, изучаешь литературу. Второе - тактильное. Дело в том, что объекты, начиная со скульптуры и кончая мебелью, надо щупать. Вот пока ты не перещупал двести комодиков, ты никогда не отличишь подлинное произведение от поддельного. Это дается только на ощуп. Визуальный момент: изучение материалов, крепежа и так далее - это все необходимо, но недостаточно. Я много чего щупал. И вот эти свои тактильные и визуальные ощущения я стараюсь передать своим мастерам."


"Я могу сказать, что на изучение поздней барочной виньетки мы потратили где-то полтора года. Мы никак не могли понять: по каким законам она строилась. Никто нам не мог этого объяснить, даже французские мастера. Нигде эта виньетка не расписана. Я доставал книги XVIII века, и только они нам помогли - там геометрия ее построения как-то описана. И у нас сразу вдруг наступило понимание. И все, что мы до этого произвели, нарисовали, кстати, немало, пошло под нож."

"Вот видите (показывает на рисунок), у нас тут ротонда, и по колоннам идет вьюн. Создание этого вьюна на колоннах у нас заблокировало работу бригады на три месяца. Мы его три месяца делали. Когда мы вывели на печать мелким шрифтом все варианты этого вьюна, которые мы сделали, вышла простыня на пять метров. И так все. Например, мы никак не могли создать состав патины, которой мы покрываем свои изделия. Как мы только ее не месили. В конечном итоге этот состав был привезен из Флоренции, где мы с помощью наших друзей-антикваров фактически украли ее рецепт у местных умельцев."

В России этот стиль назывался "китайщиной", что куда менее романтично, чем "шинуазри".

На стенах в «Турандот» прекрасные росписи в стиле "шинуазри". Европейцы не считали, что узкоглазая женщина может быть красивой, поэтому легендарные китайские красавицы были... блондинками с миндалевидными глазами. И одеты в вычурно-европейские наряды, правда, из чистейшего китайского шелка, наверняка. Это мне напомнило японские гравюры в Музее Востока. Там голландские купцы и их жены в японском порту - вылитые китайцы. На голландцев похожи разве что одеждой. А ведь с натуры рисовали! :))

А еще для официантов «Турандот» шьют не только костюмы на заказ, но даже и ботинки! И, как и в «Пушкине», вы можете попросить, чтобы вас провели по залам. Там есть разные прекрасные маленькие залы, каждый со своей историей. Например, зал басен Эзопа. Или зал гобеленов. А еще - зал, созданный по мотивам столовой французского короля, который не любил зиму. Ему специально разрисовали стены столовой так, чтобы возникало ощущение, будто он сидит на летней веранде и смотрит в окна.

А золотой павлин в центральном зале иногда распускает хвост!

7 ресторанов, Арт-дизайн

Previous post Next post
Up