Вы побоялись послать резюме в известную компанию, подумав, что не потянете? Беспокоитесь, что все лучшие работы/квартиры/мужчин/женщин уже расхватали другие? Стесняетесь улыбнуться симпатичному незнакомцу или незнакомке? До сих пор не записались на танцы или капоэйру, откладывая до тех пор, пока не сбросите лишние кило/ не накачаете пресс?
ОГРОМНЫЙ КОМПЛЕКС НЕГАТИВНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ СВОДИТСЯ К ТРЕМ ОСНОВНЫМ ГРУППАМ:
1. Собственная неадекватность ("Я недостаточно умна/ богата/ образована/ молода/ опытна/ способна", "У меня не та семья/ национальность/ внешность/ рост/ вес/ пол/ акцент".)
2. Нехватка/ недостаточность. ("В мире мало денег/ ресурсов/ должностей/ возможностей/ счастья/ любви/ хороших квартир/ верных супругов/ выгодных предприятий, на всех не хватит.")
3. Недоверие или негативное отношение к другим (родственникам, партнерам, соседям, мужчинам или женщинам, людям вообще, банкирам, продавцам на рынке, правительству, третьим странам, русским, американцам, евреям, Богу, жизни, судьбе и т.д.)
КАКОЕ ЭТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К МАРКЕТИНГУ?
Самое прямое. Именно на этих убеждениях строятся многие маркетинговые кампании. Мало того, многие из негативных убеждений специально взращиваются или добавляются к существующим, чтобы затем продавать новые товары/услуги (про целлюлит, я думаю, все в курсе).
Вам кажется, я преувеличиваю? Посмотрите на рекламу внимательно. Посчитайте, сколько объявлений убеждает вас, что вы станете лучше, как только купите их продукт (подразумевая, что без него вы недостаточно хороши). Это - о неадекватности.
Сколько акций из разряда "Спешите купить до …июня", "Число подарков/призов ограничено", "Первые десять клиентов получат скидку"? Это все о создании ощущения нехватки - если вы не побежите, вам не достанется. А надо ли вам это, вы уже и не спросите, так как в действие вступил более примитивный и более сильный механизм страха, подавляющий способность здраво рассуждать.
Примеры недоверия и, как следствие, необходимости контролировать и защищаться, вы и сами легко найдете.
Разумеется, нет ничего плохого в рекламе товара или услуги, которые решают важную проблему. И если вы устраиваете акцию, то акция не должна длиться бесконечно или обязательно предлагать подарки/скидки каждому. Однако, я считаю, что неэтично взращивать страх, тревогу и питать негативные убеждения людей для того, чтобы им что-то продать. А такое я встречаю и в ЖЖ ("Женщина, которая не меняет украшения каждый день - не настоящая женщина, а деревенская баба. У вас мало украшений?! Купите немедленно, у меня огромный выбор!")
Американский психолог Абрахам Маслоу писал, что человеческие желания бесконечны. Применительно к маркетингу это означает, что люди всегда будут хотеть что-то купить. И все, что требуется - это
убрать барьеры к совершению покупки. К слову сказать, те же самые манипуляции с помощью негативных убеждений используют родители ("так, как ты, поступают только плохие дети"), учителя, социум, правительство и церковь, чтобы управлять людьми.
ЧТО ДЕЛАТЬ С ВАШИМИ СОБСТВЕННЫМИ НЕГАТИВНЫМИ УБЕЖДЕНИЯМИ?
Простого и быстрого рецепта у меня нет. Если вам 20-30 лет говорили, что вы недостаточно хороши, ресурсов на всех не хватит, и никому нельзя верить*, за пять минут это не исправить. Да и за пару дней вряд ли.
В легких случаях помогает постоянное отслеживание и осознание подобных мыслей. Как только заметите - остановитесь, откажитесь действовать под воздействием манипуляции, спросите себя:
действительно ли это так,
чего, на самом деле, хочет от меня тот, кто навязал мне эти мысли,
надо ли мне самой это, выгодно ли это мне,
как я теперь поступлю.
Если негативные убеждения засели очень глубоко, предстоит серьезная и долгая работа по их изменению. Одной записи в блоге недостаточно, чтобы все изложить. Иногда может потребоваться помощь специалиста. В этих случаях вы настолько верите в свои негативные убеждения, что сами уже не сможете объективно оценить, насколько они верны.
Когда-то после болезненного расставания с мужчиной, я просидела вечер дома, рыдая, что меня никто не любит и никому я не нужна, потому что я "недостаточно хороша" и вообще "не такая, как нужно". Параллельно я сбрасывала звонки и не отвечала на смски других молодых людей, которые хотели меня куда-то пригласить (и их было несколько!). Я искренне не замечала, что их внимание делает аргумент "никому я не нужна" бессмысленным, и продолжала расстраиваться. Хорошо, что кризис был временный, и наутро мне уже самой смешно было вспоминать предыдущий вечер.
И самое главное, всегда надо помнить, что негативные убеждения - это не истина. Вы достаточно хороши, мир изобилен, а многим людям можно верить. И как только вы примете это, вы будете находить этому все больше и больше подтверждений.
_____________________________
* Меня поразил диалог шестилеток, услышанный boomeranga. "Две шестилетние девочки рассматривают муху сидящую на скамейке:
- Эта муха - точно мужчина.
- Да, точно. У нее совсем нет совести."