Психология статуса - в жизни и маркетинге :)

Mar 15, 2017 08:02



Одни понтуются лейблами, другие их отсутствием.
Суть понтов от этого не меняется.
Мой хороший приятель

Клиенту, ведь, что важно? Увы - совсем не то, часто, что нужно.
Как говорится: "Вам, что? Мои тусовки, или же готовые снимки,
которые вы заказывать будете?"
Комментарий о фотографии

«Людям нужны не дрели, людям нужны отверстия», - помните фразу? Абсолютно аналогично - людям не нужны фотографии (кроме как на паспорт), людям нужно покрасоваться, похвастаться, поднять свой статус в чужих или в своих собственных глазах. Поэтому популярность фотографа и его принадлежность к модной тусовке - очень даже весомый аргумент.

Статусность - слово не то чтобы табуированное, но неловкое среди левых, либеральных или "психологически просветленных" граждан. Имеют, конечно, право. Но вот тем, кто связан с маркетингом и продажами, лучше смотреть на людей цинично реально. Как писал Нобелевский лауреат Джон Харсаньи, «помимо экономической выгоды, статус очевидно является самым сильным стимулом и движущей силой социального поведения».

Эволюционная психология, на мой взгляд, нередко перегибает палку. Инстинкты - не всё, что определяет наше поведение. Мы не можем понять людей без знания культуры. Однако, и без биологии мы понять человека не можем.

А биология говорит, что мы - социальные животные. И, как у всех социальных животных, у нас есть иерархия доминирования. Иногда она называется «порядком клевания», поскольку была изначально обнаружена у куриц. Курицы самого высокого статуса имеют приоритетный доступ к пище. В иерархии есть польза - она снижает уровень агрессии внутри вида, энергия не тратится на постоянную конкурентную борьбу. А значит - хорошо для выживания.

Наша человеческая иерархия намного сложнее и разветвленнее. Но она есть. И наш мозг - это, по большому счету, социальный орган. Как социальные животные, мы постоянно оцениваем, повышает или понижает наш статус каждое новое знакомство или социальная ситуация, можем ли мы претендовать на лучшие ресурсы. Исследования Hidehiko Takahashi в 2009 году показали - когда люди осознают, что они воспринимаются невыгодно по сравнению с кем-то еще, мозг тут же выдает реакцию опасности. (Оценивали это по уровню кортизола - гормона стресса.)

Статус всегда сравнителен. С точки зрения уровня стресса, лучше быть первым человеком в деревне, чем вторым в городе. Вас обрадует известие о повышении зарплаты на 500 долларов… ровно до тех пор, пока вы не узнаете, что вашему коллеге прибавили 1000. Исследование, проведенное Joan Chiao в 2003 году, выяснило, что система оценки статуса действует, даже когда уровень и выгода от него бессмысленны. Именно поэтому вырваться вперед на светофоре или выиграть в пасьянс - так приятно.

Один из ведущих в мире нейропсихологов Майкл Газзанига отметил: «Когда вы встаете утром, вы не думаете о треугольниках, квадратах и тех сравнениях, которые психологи используют уже 100 лет. Вы думаете о статусе. Вы думаете, где вы находитесь по сравнению с вашими знакомыми».

Понимание роли статуса играет особенно важную роль, если вы ведете переговоры или хотите добиться эффективности от сотрудников, партнеров или даже начальства. Как только вы начинаете критиковать человека в присутствии других, это понижает его статус, вызывает реакцию на опасность и отключает его мыслительные механизмы. Его единственным желанием будет не исправить ошибку, а снова повысить статус. Нередко - путем попытки унизить вас. Причем, эта реакция может сохраняться достаточно длительное время. Кстати, думаю, что все холивары в интернете - об этом.

Как угроза статусу воспринимается ежегодная аттестация, оценки и даже вопрос «Могу я дать тебе совет?». Такой вопрос заставляет защищаться, так как автоматически повышает статус задающего.

Низкий статус опасен для нас, даже если это только наше ощущение. Я выше писала, что мозг выдает реакцию опасности. В опасности он отвлекает ресурсы от нашей префронтальной коры (осознанное мышление). Много исследований на эту тему касаются, как бы политкорректно сказать, наиболее незащищенных слоев населения. Эти люди, которым особенно бы хорошо мыслить логически и контролировать расходы, ведут себя расточительно, импульсивно. Низкостатусная ситуация, в которой они находятся, в прямом смысле отупляет. Но и сильное разовое понижение статуса (как, например, в результате отказа) снижает IQ на 25%, а аналитические способности на 30%. (Агрессия же наоборот повышается).

Так что понятно же, почему для нас так важен статус и почему люди готовы за него платить? А также постоянно его оценивать и каким-либо способом самоутверждаться, если чувствуют, что он вдруг снизился.

Apple тратит ежегодно миллионы долларов на то, чтобы создать образ пользователей их продукции как «smart, elegant and hiр» (умные, элегантные, продвинутые). По сравнению с пользователями гаджетов других брендов, конечно. И смотрите, как хорошо это работает.

Разумеется, в каждой «референтной группе» своя крутость. У кого новизна айфона, у кого количество прочитанных книг, у кого чистота ауры, у кого размер… допустим, бицепса, кабинета или яхты. :) И огромное количество повседневных действий или взаимодействий - оно о попытках оценить, утвердить или повысить свой статус. Покупки тут - относительно доступный и, как бы лучше выразиться, видимый способ это сделать. Все-таки книги читать долго, медитировать скучно - да и посторонним сразу не видно, и не везде это оценят. А вот айфон можно в кредит взять. А еще можно участвовать в рейтингах любого вида. Хоть в ЖЖ, хоть в спортивном клубе, в караоке или компьютерной игре. Мелочь, а мозгу спокойнее. (Кстати, один из факторов успеха геймификации).

И да, это работает, влияет на других людей. У меня не так давно был пост по измерению крутости. Цитирую: «Мужчину на фотографии считали более влиятельным и богатым, когда на его рубашке-поло был виден дизайнерский лейбл (Lacoste или Hillfiger). Девушке в свитере Tommy Hillfiger соглашались ответить на опросник в торговом центре в 4 раза чаще, чем в таком же свитере без лейбла. Смотрящие запись собеседования считали, что мужчина больше подходит для работы, когда он был в рубашке с логотипом, и рекомендовали ему зарплату на 9% больше. Даже на благотворительность давали в 2 раза больше, когда девушки, собирающие деньги, носили дизайнерские рубашки».

Так что да, люди ищут повышения статуса, готовы платить за него в любом виде, платят и будут платить, и не учитывать это, а тем более отрицать - неразумно.

А в вашей сфере работы важны ли внешние проявления статуса?

Психология для продавцов и покупателей

Previous post Next post
Up