Я считаю научный метод наиболее эффективным подходом к реальности. Научный метод не обязательно опровергает «чудеса» - если эти чудеса можно воспроизвести. Возможно, мы просто не нашли им пока объяснения - ну так мы много чему не нашли объяснения. Например,
как работает гравитация или куда пропал весь литий. Однако, часто люди ведут себя нелогично и верят в совсем уже странные вещи.
В сегодняшней подборке -
самый известный скептик Майкл Шермер о том, почему люди видят Деву Марию на бутерброде, слышат демонический подтекст в песне «Лестница в рай» и верят во всякую чушь,
Лори Сантос о финансовых ошибках обезьян (да-да, их научили пользоваться деньгами),
Пол Блум о том, могут ли предубеждения и стереотипы быть для нас благом,
Алекс Ласки о том, как воспользоваться багами нашего мозга… чтобы сэкономить на счетах.
МАЙКЛ ШЕРМЕР: Почему люди верят в странные вещи
Click to view
«В науке мы должны следить за промахами, а не только за попаданиями. И это, пожалуй, ключевой момент моего короткого выступления, так работают экстрасенсы, астрологи, гадалки на картах Таро и так далее. Люди помнят попадания, забывая промахи. В науке мы должны сохранить всю базу данных, и проверить, отличается ли количество попаданий от случайного числа».
МАЙКЛ ШЕРМЕР: Модель самообмана
А в этом видео он утверждает, что человеческая тенденция верить в удивительные вещи - от похищения инопланетянами до лозы для поиска воды - сводится к двум основным бессознательным инстинктам самосохранения.
Click to view
«И на самом деле, я утверждаю то, что в порядке вещей верить во что-то. Это наше стандартное свойство. Мы просто верим. Мы верим в самые разные вещи Верить - естественно. Недоверие, скептицизм, наука - противоественные явления. Они гораздо сложнее. Не верить во что-то для нас не удобно. Поэтому как и Фокс Малдер из Секретных Материалов который хочет верить в НЛО, так же и мы.
А причина этого в том, что у нас в мозгу находится моторчик веры то есть по сути мы являемся приматами которые стремятся к нахождению образцов, шаблонов мы выстраиваем логическую связь между элементами: A связано с B, B связано с C и иногда действительно A связано с B. Это называется ассоциативным мышлением. Мы находим соответствия с шаблонами. Мы придумываем эти связи».
ЛОРИ САНТОС: Люди так же иррациональны в экономике как и обезьяны»
Лори Сантос научила обезьян пользоваться «деньгами» (металлическими жетонами). После этого она проверила, будут ли обезьяны делать те же финансовые ошибки, что и люди.
You can watch this video on www.livejournal.com
«На самом деле, у нас уже есть пара случайных наблюдений, которые могут свидетельствовать в пользу этих фактов. Например, мы никогда не наблюдали, чтоб обезьяны что-то пытались сэкономить и сберечь -- ну, так же как и человек. Обезьяны выходили на рынок, тратили все ресурсы и возвращались обратно. Другое наблюдение, которое мы случайно сделали, достаточно забавное, это то, что обезьяны иногда крали. Они тырили жетоны при первой удобной возможности -- у друг друга, часто и у нас -- вот с этими понятиями мы точно их не знакомили, но часто их наблюдали».
ПОЛ БЛУМ: Может ли предубеждение быть благом?
«Пол Блум стремится показать: предубеждение естественно, рационально… и даже нравственно. По словам Блума, главное - понять, как работают наши предрассудки, чтобы взять их под контроль, когда они могут привести к печальным последствиям».
Click to view
«Вы смотрите на меня, знаете моё имя, определённые факты обо мне - и так составляете свои суждения. Вы можете строить догадки о моей национальности, политической принадлежности, религиозных убеждениях. Правда в том, что такие суждения обычно верны. Нам это очень хорошо удаётся. И удаётся потому, что наша способность относить людей к определённым стереотипам - не просто случайная причуда разума, а конкретный пример более общего процесса: у нас есть опыт взаимодействия с людьми и предметами в мире, подпадающими под категории.
Этот опыт мы можем использовать для создания обобщений, взаимодействуя с новыми единицами этих категорий. У каждого здесь полно опыта со стульями, яблоками и собаками. Основываясь на нём, при встрече с незнакомым объектом мы додумываем: на стуле можно сидеть, яблоко можно съесть, собака лает. Мы можем и ошибиться. Стул может развалиться, если на него сесть, яблоко может быть отравлено, собака может и не лаять. По правде, это моя собака Тесси - и она не лает. Но по большей части нам это удаётся хорошо. В основном, наши догадки верны - как в социальной сфере, так и в несоциальной. И если бы этой способности у нас не было, и мы не могли строить предположения о новых объектах, с которыми сталкиваемся, мы бы не выжили».
АЛЕКС ЛАСКИ: Как поведенческие науки помогут вам сэкономить на счетах за энергию
Click to view
«Взгляните на [Тойоту] Приус. Причина её эффективности - не только в инвестировании в материаловедение, но и во вложениях в поведенческие науки. Панель, показывающая водителям, сколько энергии они экономят в режиме реального времени, заставляет бывших лихачей ездить с осмотрительностью бабушек».