На русском издали отличную американскую книгу
Art/Work: как стать успешным художником (оригинал на Амазоне). Конечно, приходится делать скидку на то, что у нас совсем другой рынок искусства и другие галереи. Однако, общего много - и необходимость для творческих людей искать дополнительный источник дохода, и важность организации, планирования, продвижения себя. И в этом много полезного, какой бы творческой профессией вы ни занимались. Курсивом - мои комментарии.
***
Именно потому, что у вас вдруг появляется реальная возможность продать свои работы, «вам просто необходимо знать о тех проблемах, с которыми предстоит столкнуться, и о тех правилах, по которым играет мир искусства.
Следовать им необязательно. Традиции - это лишь традиции. Чужие ожидания - это лишь чужие ожидания. Наша книга не о них. Хотите ломать систему - ломайте. Плывите против течения. Но делайте это осознанно, четко отдавая себе отчет, почему вы так поступаете.
***
«Мир искусства порой кажется неким монолитным чудовищем, но это не так. Конечно, в нем полно чудовищных частей, но это всего лишь люди, имеющие разные точки зрения и руководствующиеся разными интересами. Художник - лишь одна из частей этого организма, которая должна научиться взаимодействовать с другими частями. Не стоит думать, что ваша задача - сражаться с этим чудовищем». Билл Дэвенпорт, художник и критик
Кстати, справедливо для любой сферы, хоть для школ, хоть для государственной власти. Если только у вас нет принципиальной позиции воина и бунтаря - вы только одна часть организма и можно научиться взаимодействовать с другими людьми, а не вести против них войну.
***
***
Хотите, мы откроем вам секрет? Каждый художник работает где-нибудь еще, кроме своей мастерской… Возможно, опытным художникам, продающим свои картины в популярных и престижных галереях, постоянная работа и не нужна. Но многие начинающие (а иногда и опытные) художники не в состоянии прокормиться одним лишь творчеством. Так что не верьте тем, кто говорит, будто искусство должно вас содержать, будто без этого вам никогда не стать хорошим, успешным «настоящим» художником.
***
***
Прежде чем решать, какая именно работа вам нужна и на какое время суток, попробуйте прикинуть, какую именно сумму она должна вам приносить, чтобы хватало на жизнь (именно на жизнь, а не на существование). А может, вы хотите, чтобы вместе с деньками она приносила вам вдохновение? А хотите ли вы иметь возможность общаться с другими художниками на этой работе?
Мы рекомендуем найти такую работу, которая станет дополнением к творчеству. Это может быть место, где вам дадут неплохую скидку на нужные товары (например, художественный салон, склад пиломатериалов, фотолаборатория) или предоставят доступ к натуре (ботанический сад, научная лаборатория, дом культуры. Можно выбрать дело, где вы сможете отточить свои навыки: фотограф, печатник, иллюстратор, костюмер, стилист, декоратор, дизайнер, ассистент художника.
***
***
То, что подходит кому-то, не обязательно подойдет и вам. Примеряйте на себя все, что узнаете из этой книги: насколько наши советы соответствуют вашей индивидуальности, вашем устремлениям, вашему искусству. Потому что мечта о крупной нью-йоркской галерее - это одно, а карьера в провинции - совсем другое. Что уж говорить о продаже своих работ прямо из мастерской в попытке заработать на кусок хлеба! И речь здесь на о том, что лучше, а что хуже, - важно лишь ваше (и только ваше!) понимание успеха. И от этого понимания будет зависеть ваш путь".
Авторы также говорят о необходимости вести
учет ВСЕХ своих работ - и записывать такие детали, как размер, наличие и стоимость рамы, место нахождения, кем, кому и за сколько продано, где выставлялась и прочее, и прочее. Важно для всех - если вы ведете мастер-классы, записывайте, куда вас приглашали, где вы выступали. Никогда не известно, где это вам понадобится.
А вот если в вашем городе совсем нет никакой творческой жизни - устраивайте ее сами! Хотя бы выставку у себя дома для широкого круга знакомых.