Вот я как раз читала вчера бесплатную "книжку" по интернет-маркетингу, развенчивающую стереотипы в юзабилити. Наткнулась там на прекрасное и вспомнила о вас. А в связи с этим вашим постом это особенно актуально
( ... )
А вот еще пример о репрезентативности выборки, тоже впечатлил меня:
"В научно-популярной литературе бытует представление о том, что частота внебрачного отцовства составляет 10-30%[6], а в среде любителей теорий заговора (например, "Мужское Движение") цифры и вовсе колоссальные. Даже 10-30% - очень много, это означает, что как минимум каждый десятый (а то и каждый третий) мужчина воспитывает не своего ребенка. Такие данные ужасают, но к счастью, не соответствуют истине. Подобные цифры были получены при анализе результатов тестов на отцовство, которые проводились в различных лабораториях по заказам населения, а значит выборка была изначально нерепрезентативная. Такие тесты просят провести мужчины, у которых уже есть повод сомневаться в собственном отцовстве, и приписывать результаты, полученные в такой популяции ко всем остальным парам - ошибочно."
Спасибо за тему, я давно хотела написать пост про маркетинговые исследования и выплакаться и вот наконец-то последняя капля, написала у себя все, что я об этом думаю.
О да! я страшно люблю эту тему - как можно подать факты и как цифры.
Многие маркетинговые гуру учат именно этому - манипулировать цифрами в свою пользу.
А я все вспоминаю, когда нужно кого-то подбодрить, историю с графиками. которую мне сестрица в ранней юности рассказала. Директор завода говорит статистику - у нас все плохо, выработка падает, мы производим все меньше, а графики нужны. Если мы сделаем реальный график, сколько изделий изготовлено каждого числа - то он у нас будет стабильно падать. Нельзя ли сделать что-то оптимистичное с этими же цифрами?
Статистик обдумал и сказал - конечно можно! Давайте сделаем график количества изделий, произведенных К этому числу. И сколько бы вы не выпустили за рабочую смену - график будет расти.
Какая прелесть! :)))) А в книге ужас как интересно, как можно подать инфографику - хотя формально ты вроде увеличиваешь рисунок в 2 раза, а воспринимается это в разы. Или когда график начинают не с нуля, а с 80, скажем. Тогда рост на 5% выглядит значительным - почти по твоей истории. В общем, можно очень круто манипулировать восприятием, хотя формально к тебе невозможно придраться. Автор, правда, этому не учит, а наоборот, развенчивает - но понятно, что кто-то же и воспользуется.
А с другой стороны - вот я сейчас думаю, в каких-то же областях это будет правильно? Ну, допустим, надо себя (или кого-то другого) мотивировать к чему-то хорошему - вот, скажем, вес сбросить. Вот такая визуализация более мотивирующая - 1,5 кг жира и мышц. Хотя у меня, в целом, вопросы к ней - не весь жир можно и нужно заменять мышцами, особенно для женщин. Мы не знаем высоту этого куска мяса и т.д.
И опять таки, все эти статистические манипуляции восходят к известному нам Бернейзу, открывшему кучу "институтов", чьей единственной целью было нарисовать красиво выглядящие "подтверждения учёных" в пользу того или иного продукта.
Я пару лет назад писал о законе принятом в штатах в 2000х, позволяющих писать на упаковке продукта даже не результаты реального исследования, а всего лишь scientific claim, не важно, насколько бредовый.
Он там упоминается, да, как отец американского завтрака и манипуляций учеными :), но собственно статистику, как и то, что мы называем сегодня инфографикой, twisted еще и до него. :)
Comments 23
Reply
Reply
Reply
Reply
"В научно-популярной литературе бытует представление о том, что частота внебрачного отцовства составляет 10-30%[6], а в среде любителей теорий заговора (например, "Мужское Движение") цифры и вовсе колоссальные. Даже 10-30% - очень много, это означает, что как минимум каждый десятый (а то и каждый третий) мужчина воспитывает не своего ребенка. Такие данные ужасают, но к счастью, не соответствуют истине.
Подобные цифры были получены при анализе результатов тестов на отцовство, которые проводились в различных лабораториях по заказам населения, а значит выборка была изначально нерепрезентативная. Такие тесты просят провести мужчины, у которых уже есть повод сомневаться в собственном отцовстве, и приписывать результаты, полученные в такой популяции ко всем остальным парам - ошибочно."
Спасибо за тему, я давно хотела написать пост про маркетинговые исследования и выплакаться и вот наконец-то последняя капля, написала у себя все, что я об этом думаю.
Reply
Reply
Многие маркетинговые гуру учат именно этому - манипулировать цифрами в свою пользу.
А я все вспоминаю, когда нужно кого-то подбодрить, историю с графиками. которую мне сестрица в ранней юности рассказала. Директор завода говорит статистику - у нас все плохо, выработка падает, мы производим все меньше, а графики нужны. Если мы сделаем реальный график, сколько изделий изготовлено каждого числа - то он у нас будет стабильно падать. Нельзя ли сделать что-то оптимистичное с этими же цифрами?
Статистик обдумал и сказал - конечно можно! Давайте сделаем график количества изделий, произведенных К этому числу. И сколько бы вы не выпустили за рабочую смену - график будет расти.
Reply
Reply
( ... )
Reply
Reply
Я пару лет назад писал о законе принятом в штатах в 2000х, позволяющих писать на упаковке продукта даже не результаты реального исследования, а всего лишь scientific claim, не важно, насколько бредовый.
Reply
Reply
Leave a comment