Завязалась у нас дискуссия с Ольгой Зиновьевой из ELEMENTAREE, программы здорового питания. ELEMENTAREE решили сделать акцию - если вы приводите друга, вы оба получаете скидку в 1000 рублей. Приведите 7 друзей - и недельное питание вам бесплатно. Даже специальные карточки напечатали, которые вкладываются в коробки с едой.
Я прочитала об этой акции в рассылке, где Ольга упомянула, что пока «рекомендуй нас - получи скидку» в России не очень работает. В отличие от Америки, скажем, где больший предпринимательский дух.
У меня отношение к этому методу продвижения неоднозначное. Я с удовольствием рекомендую, что действительно нравится, и сама прошу рекомендаций друзей, когда ищу специалистов. Но - бесплатно. Как только в дело вступают деньги, возникает ощущение заработка на друзьях. Приходят на ум финансовые пирамиды, «джинса», МММ и так далее.
Другой вопрос - открытость. Должна ли я дать другу знать, что у меня в этом финансовый интерес? И как это сформулировать - «Слушай, такой отличный сервис, если ты туда придешь, нам обоим дадут скидку?»
Социальные (дружеские) нормы вступают в противоречие с рыночными. Об этом подробно писал Дэн Ариели - «Теща пригласила вас к себе на праздничный ужин. Она к нему долго готовилась. После ужина вы поблагодарите ее и
спросите, сколько вы ей должны. Как она это воспримет? Скорее всего, очень обидится. Как только в человеческие, многолетние отношения вмешиваются деньги, изменяется сама природа этих отношений - они превращаются в рыночную сделку, которая строится на недолгосрочной и неустойчивой финансовой основе. Но что, если вы принесете теще бутылку вина к праздничному столу? Наверняка она с удовольствием примет ее. Предложив подарок, а не деньги, вы показываете, что вас связывают дружеские отношения - социальные нормы, - а не рыночные правила».
отсюда.
C другой стороны, я понимаю и точку зрения Ольги: «моя цель - делать людей немного счастливее и жизнь их эффективнее и проще с нашими программами питания. Соответственно, если я достигаю такой цели для текущих клиентов, они ценят продукт и готовы рекомендовать его. Дальше я даю им в руки удобные инструмент для такой рекомендации, коим и является программа "приведи друга" - через имейл, карточки, соц сети. Соответственно, ко мне приходят новые клиенты, которым я могу предложить наиболее выгодную цену, так как деньги маркетинга я потратила не на рекламу, а им на выгодные условия».
А что думаете вы? Как вы воспринимаете такие предложения? Приводите ли вы своих друзей за деньги?