Прямой или косвенный обман - не редкость в продажах. Если добавить сюда манипуляции, то тем более не редкость.
Недавно мне снова звонили из салонов израильской косметики а ля Дешели. Они на рынке под другим именем, со средствами для волос и тела и утверждениями, что они медико-косметический центр. Но
методы - те же, о которых я писала.
Так что, если вас на бесплатные процедуры просят принести паспорт, насторожитесь. Паспорт нужен для того, чтобы тут же оформить кредит, не дав вам времени подумать. Вас заставляют совершить импульсную покупку.
А вот это из кейса компании LinguaLeo. Их презентация была в одном из маркетинговых пособий, я удивилась, что LinguaLeo
даже не постеснялись этим хвастаться.
«Предложите вашему пользователю скидку, бонус или дополнительный продукт в подарок и установите рядом с акцией таймер. Почему такие счетчики работают? Они подчеркивают ограниченность ресурса и смещают акцент с процесса принятия решения на его реализацию. Включается иррациональный мотив - желание успеть получить бонус, а не сам продукт».
«Сервис по изучению английского LinguaLeo опытным путем выяснил, что наилучший результат приносит акция длительностью не больше 24 часов. В реальности предложение может быть бессрочным, но счетчик должен показывать часы и секунды, а не дни и недели. LinguaLeo обнуляет свой счетчик ежедневно: так у пользователя меньше желания отложить покупку на потом».
Нет ничего плохого в скидках и бонусах. Акции - хорошая и честная возможность привлечь покупателей. Но делать вид, что акция временная, когда это постоянное предложение - обман. Каким бы ни был хорошим сам сервис (качественная услуга может быть и при неэтичном маркетинге), их репутация в моих глазах испорчена. Думаю, и в ваших тоже. (И еще они об этом гордо рассказывают! Чем думают-то?)
ВЫВОД: ЕСЛИ ВАС ПОДТАЛКИВАЮТ СОВЕРШИТЬ ПОКУПКУ КАК МОЖНО СКОРЕЕ, ОСТАНОВИТЕСЬ И ПОДУМАЙТЕ ХОРОШЕНЬКО.
А лучше всего - выйдите из помещения/здания, чтобы не быть под влиянием обстановки и продавцов и не сделать импульсную покупку.
* * *
Серьезное имя, к сожалению, не гарантирует отсутствие манипуляций. Например, в подъездах вешают объявления частных фирм, маскируемые под объявления ДЭЗов или государственных организаций.
Как-то мне звонили из «Объединенной диспетчерской» с предложением поставить счетчики для воды. Оператор с деловым голосом начала со слов «на основании постановления правительства за номером» или каких-то подобных. Когда же задаешь вопросы, кому подчиняется «Объединенная диспетчерская», после некоторого юления выясняется - это название частной фирмы. Вроде ненаказуемо. Но цель понятна - воспользоваться отношением к государственным организациям, чтобы ввести в заблуждение и получить заказ.
ВЫВОД: БУДЬТЕ ЗАНУДОЙ, ВЫЯСНЯЙТЕ ДЕТАЛИ
* * *
В еженедельном журнале по интерьеру была вот такая вкладка, акция компании «Мегги Молл».
Я стерла номер на скретч-карте… и с удивлением увидела, что он выигрышный. Ух ты, я - один-единственный счастливчик? Внедорожник - мой?
Не успела я сделать выбор между Фольксвагеном Тигуан и 1,5 миллионами, как меня смутила вот надпись на втором развороте. Зарегистрировать ключ надо "в течение 3 дней с момента получения данного сообщения.* Если ответ поступит позднее, то победитель навсегда потеряет возможность стать счастливым обладателем шикарного Фольксваген Тигуан или 1,5 миллионов рублей".
Вы видите, да, то же ограничение по времени, что и у LinguaLeo? Само по себе ограничение по времени может и не означать нечестности, но уже повод насторожиться. Особенно, когда в тексте лишняя эмоциональность - "навсегда потеряет возможность", "счастливым обладателем", "шикарного Фольксвагена" - и очевидная нелогичность. Я покупала журнал в киоске. КАК компания «Мегги Молл» узнает, в какой день я его купила, в какой день решила его почитать и в какой день стерла скретч-карту? Никак не узнает, значит, про 3 дня - блеф. Единственная цель этого - подтолкнуть человека к звонку. А раз один блеф уже установлен, особенно внимательно читаем ссылку мелким шрифтом по звездочке.
«…Позвонив по телефону, потенциальные участники, сообщившие свои данные по телефону организатора, получают по указанному ими адресу каталог с товарным предложением организатора. При условии заказа товара по данному каталогу указанные лица становятся участниками акции и вправе в финале акции претендовать на главный приз 1 500 000 рублей. Обладатель главного приза будет определен в финале акции неслучайным образом (выделено мной - А.Б.) специальной комиссией с учетом максимальной суммы заказа, даты поступления заказа, факту поступления в полном объеме оплаты по заказу».
Разводка? Попавшись на крючок и видя перед собой вожделенный "шикарный" внедорожник, вы вынуждены покупать товары по каталогу… только чтобы потом неслучайным образом специальная комиссия выбрала того, кто больше всего купит. Или кого-то другого. Вас же предупредили, что выберут неслучайным образом, да? Значит, не обманули. А кого волнует, если вы не прочитали и неправильно поняли?
И до кучи в том же мелком шрифте - «Направляя свои ответы или делая заказ по каталогу организатора, вы даете свое согласие оператору ООО «Почта Сервис» на обработку и использование ваших персональных данных, в том числе на получение рекламных материалов организатора и/или его партнеров по почте и сетям электросвязи».
То есть, вас еще и спамить будут.
И сколько из вас верят, что под скретч-картами были другие номера кроме 8176? (Кстати, некруглые числа повышают доверие. Как и «Гарантия» с якобы подписью директора и якобы водяными знаками, как на официальных бумагах).
ВЫВОД: бесплатный сыр ВСЕГДА ЧИТАЙТЕ МЕЛКИЙ ШРИФТ.