Пост внеочередной, хотя он тоже про рекламу - а именно, про репутацию. В одном из рукодельных сообществ время от времени спорят, критиковать ли тех, кто делает и пытается продавать откровенно некачественные изделия. Противники критики говорят даже, что
это выгодно - если конкуренты предлагают что-то некачественное, то клиентов у хорошего мастера будет больше. А так ли это в действительности?
С точки зрения маркетинга, нет. Приведу пример из недавнего прошлого. Многие российские туристы ездили отдыхать в Египет и Турцию. Довольно быстро пошли отзывы, что в Египте в отелях плохое обслуживание, номера неудобные, отношение пренебрежительное. Значит ли это, что в Египте нет гостиниц с прекрасным обслуживанием и отличными номерами? Конечно же, есть. Значит, по логике, российские туристы должны были ломиться в эти отели, и хорошим отелям выгодно было поведение их конкурентов? Совсем нет. Многие российские туристы предпочли не рисковать, пытаясь найти хорошую гостиницу в Египте, а отдыхать в Турции.
Однажды обжегшись на молоке, люди склонны дуть на воду. Купив впервые некачественную вещь из определенного материала или увидев несколько некачественных вещей из него в магазине, люди сделают вывод, что этот материал - дешевка. Посетив однажды занятия по новому для них предмету, где преподаватель - плох, люди решат, что плох предмет. Или не решат, но искать хорошего преподавателя будут, только если предмет им очень и очень необходим. А мы знаем, НАСКОЛЬКО перегружено наше общество разнообразными предложениями - как товаров, так и услуг. Конкуренция за время и деньги людей - огромна, поэтому репутация отрасли (страны, профессии и т.д.) важна не менее, чем репутация лично специалиста. Плохие специалисты делают антирекламу вашей отрасли, и это может отозваться на вас лично - вашем спросе и ваших ценах. Примеров можно привести массу. Скажем, не очень хорошее в России в среднем отношение к психологам банально снижает их доходы, особенно по сравнению с доходами их западных коллег.
Конечно, если кому-то попадется неудачный бриллиант, на общее отношение к бриллиантам это повлияет мало. Однако, малый бизнес редко делают в областях с изначально высокой репутацией. И особенно антиреклама бьет по тем, кто предлагает новое или пытается переломить существующее отношение. Например, из-за ассоциации с грубыми деревенскими валенками войлок в России сложно позиционировать как что-то элитное. А это сразу снижает возможную цену даже для тех, кто действительно делает что-то уникальное и элитное. Многие мастера поэтому уходят от слов «войлок» и делают акцент на том, что вещь сделана из мериноса, кашемира и т.д. - то есть, высококачественной шерсти, уже имеющей репутацию дорогой.
Резюме: в общем-то, вам выгодно, когда ваши конкуренты хуже вас, тогда у вас будет преимущество. Однако, если они намного хуже, то они отпугнут клиентов и сделают антирекламу вашему общему делу. Именно из-за этого вам не может быть безразлично, когда ваши конкуренты халтурят - это на вас влияет непосредственно.