Регулярно просят посоветовать, что почитать по маркетингу и пиару, и эта просьба ставит меня в тупик. Как
уже писала, я считаю, что человек мало нового найдет в книгах, если давно занимается своим делом. Эффективнее читать что-то из смежных областей, чтобы привнести эти знания в свою область, а также книги о людях и мире вообще.
Так что новые книги по маркетингу я читаю крайне редко. К тому же, увы, многое из публикуемого не вполне этично - предлагают манипуляции, "впаривание", использование людей, и мне бы не хотелось это рекомендовать. Тем не менее, кое о чем я писала в рубрике
"Книжное обозрение". А вот книги о творчестве, психологии, отношений в обществе, на мой взгляд, крайне важны в маркетинге и пиаре в том числе. Продавая, вы общаетесь с людьми, и вам их надо знать. И, к тому же, вам нужна внутренняя свобода, чтобы творчески подходить и к рекламе, и к продвижению того, что вы предлагаете.
1.
Wreck This Journal (Duct Tape) Expanded Ed. Если вы в детстве были послушным ребенком и страдаете от внутренней несвободы - эта книга для вас обязательна! На каждой ее странице - задание, которое так или иначе книгу портит. Например, проткнуть в странице дырки карандашом, залить ее кофе, порвать на полоски, поставить "воротами" и забить в них "мяч", скомканный из вырванной страницы, сделать отпечаток подошвы своего ботинка и т.д. После выполнения этих заданий книгу, конечно, придется выкинуть, чтобы не плодить в квартире грязь, но чувство освобождения это дает потрясающее. Компенсация за все те годы, когда вас ругали за раскрашенную бороду Льва Толстого или каплю варенья на полях. После этого освобождения вы более не скованы в работе с материалом, вы не боитесь чистого листа и знаете, что рисовать можно не только карандашами и ручками, а в буквальном смысле всем, что есть под рукой. А если ничего нет, то просто рукой. :)
Ее продолжение -
This Is Not a Book - подошло мне меньше, хотя идея все равно отличная. В продолжении углубленные задания на развитие не только творчества, но и взаимодействия с людьми в процессе. Например, написать на странице что-то, что заставит людей поднять эту книгу - такие упражнения будут полезны тем, кому сложно общаться с незнакомыми. Книгу также предлагается отправить кому-то по почте, написав в ней письмо, забыть в кафе (потом забрать), уронить с высокого места, придумать, как ее заставить двигаться - скажем, привязав к зонтику и сбросив сверху.
Впрочем, некоторые задания я выполнила с удовольствием. Например, «машина времени» - вспомнить какое-то событие и описать в деталях - звуки, цвета, присутствующих, эмоции и т.д. Или «этнографическое шоу» - пойти куда-то, как будто вы этнограф и попали в чужую цивилизацию. Смотреть на все происходящее, как будто вы никогда этого не видели. Очень оживляет рабочие совещания. :)
2.
The Handmade Marketplace: How to Sell Your Crafts Locally, Globally, and On-Line («Рынок хэндмэйда: Как продавать ваши изделия там, где вы живете, во всем мире и в интернете»). Это очень хорошая книга для делающих первые шаги в хэндмэйде. Кари рассказывает, с чего именно начать, как поставить цели, как организовать дело, как общаться с магазинами и что делать в интернете.
Вот только The Handmade Marketplace, во-первых, книга американская. А это другие возможности, подходы, менталитет. Я в arcobaleno_ru тестировала англоязычные рекомендации по ведению блогов. Многое, несомненно, работает. Но кое-что - нет. Например, так популярные в США подкасты (аудиозаписи в интернете), на мой взгляд, в русскоязычном пространстве работают крайне плохо. Время, которое вы потратите на создание качественной записи, вряд ли окупится. То же самое и с видеороликами для бизнеса. Они достаточно востребованы, только когда качественно сделаны и очень полезны. А так - большинство пользователей Рунета до сих пор предпочитают текст и фотографии.
Во-вторых, зная маркетинг, я удивилась отсутствию важных маркетинговых моментов в этой книге. Крайне мало места, например, уделено пониманию, кто ваши клиенты и кто ваши конкуренты, какова вообще ситуация на том рынке, на который вы выходите. А ведь от этого зависит, будет ли ваше дело прибыльным или провалится. Впрочем, недавно вышла вторая книга Кари
Grow Your Handmade Business: How to Envision, Develop, and Sustain a Successful Creative Business. Я ее не читала, но, судя по содержанию, там она восполняет эти пробелы.
3.
Living Out Loud Еще одна книга от Keri Smith, милая, яркая и приятная с забавными играми, упражнениями и проектами, не только на развитие креативности, но и просто для удовольствия. Например, создать образ Супергероини и примерить его на себя - какие у вас как у супергероини качества, какая одежда и т.д. Походить день-другой в таком образе - безусловно, вносит разнообразие в жизнь. Один недостаток - больше подходит для совсем молодых девушек. Если вам за 30 и вы уже читали подобные книги, упражнения в этой вы переросли.
4.
Design!: A Lively Guide to Design Basics for Artists & Craftspeople - лучшая книга по основам дизайна, которую я встречала. Кроме того она нацелена именно на художников и мастеров. Это почти учебник, но без сухости учебника, там рассказывается о целях дизайна и о процессе, о визуальных элементах и пространстве, о ритме и фокусе. И при этом - потрясающие фотографии предметов, объектов, изделий, мест, картин - удовольствие для глаз.
5.
Джон Бергер «Искусство видеть» - одна из самых влиятельных книг об искусстве. Я ее купила, прочитав хвалебную рецензию в «Афише» и могу только присоединиться. Мало того, помимо разбора восприятия классического искусства, Бергер достаточно цинично рассматривает рекламу и потребление - и я склонна согласиться с его точкой зрения.
И я уже писала рецензии на
«Искусство или страх: гид по выживанию для современного художника» и
«Как продать за $12 миллионов чучело акулы» - это все еще отличные книги! :)
Также о книгах:
Все посты рубрики "Книжное обозрение"
Книга "Бизнес своими руками: Как превратить хобби в источник дохода"