Без плана двигаться вперед - полное безумие, конечно. Другой вопрос, что бизнес планирование я проходила в составе MBA курса, а когда через несколько лет открыла свой бизнес, то поняла, что это бизнес-планирование совершенно не подходит именно для малого бизнеса, не учитывает его реалии, возможности и такую штуку, в которую я очень верю, как "душевную составляющую" маленького Дела. Самое ценное, что читала по бизнес-планированию в малом бизнесе - Пол Хокен "Я начинаю свое дело". В малом бизнесе, на мой взгляд, бизнес-планирование более творческий, "гуманитарный" процесс, чем в большом.
Теоретически да. Практически создание малого бизнеса с минимальными инвестициями имеет смысл только если удовлетворяется некая неудовлетворенная потребность на рынке или некая потребность удовлетворяется по-новому. Пусть очень узкая потребность, пусть на очень узком рынке. Такая «фишка» - единственное условие выживание маленькой компании. А погибшие 70-80% малых предприятий - это, условно говоря, продуктовые магазины, ничем не отличающиеся от 5 точно таких же продуктовых в этом квартале. А если речь идет о чем-то совершенно новом на рынке, то эта ситуация неопределенности очень высокой степени. Соответственно оценить потенциал сложно, в процессе внедрения идею приходится дорабатывать методом проб и ошибок, методы продвижения по ходу тоже приходится менять. Отсутствие аналогов и прямых конкурентов - вот особенность бизнес-планирования для малых компаний. Не говоря уж об отсутствии средств на маркетинговые исследования. Из классического курса бизнес-планирования я мало что смогла взять.
Модель анализа внешнего окружения и внутренних цепочек формирования ценностей тоже не? На что конкретно вы ссылаетесь говоря о планировании из МВА? С уникальными идеями сейчас и далее скорее всего будут проблемы из-за высокой информатизации и интеграции в информационную сеть современного общества. Магазины продуктов в одном квартале открываются от безысходности их владельцев. Мозгом природа обделила, а жить хочется хорошо.
В курсе mba помнится очень логичными и ясными мне казались step и swot анализ. Но вспоминая, начало своего бизнеса, мне сейчас даже смешно думать об их применении. Вот например, составила тогда бюджет на год, так через месяц стало ясно, что не то что цифры никуда не годятся, а товарные единицы надо менять в доходной части. Потому что предложили некий новый способ продажи, у которого не было аналогов, и получили специфический круг клиентов, частично ожидаемый, но большей частью нет. Первый год маленькой компании - это сплошной метод проб и ошибок. Надо и поробовать, и ошибаться на практике. На иное ни ресурса нет, ни времени. А основная задача - довести до ума свою "фишку" и начать продавать ее любой ценой.
Нет логики в рассуждениях! Почему стало смешно? Потому что не хватало данных и Вы не смогли провести корректное планирование? Прошу привести пример, который показывает, что например STEP и SWOT анализ невозможно применить для малого бизнеса.
Да применить- то можно что угодно! Вопрос не в " можно", а в "нужно". Если через три месяца ведешь уже другой бизнес по сравнению с тем, что открывал, потому что рынок, успешность продаж подсказали " третий путь", к чему они? Это в давно существующем бизнесе, а если речь о крупном, то и в недавно существующем, можно при виде новых возможностей развернуться со всеми этими инструментами. А тут надо действовать на следующий день, потому что через неделю уже аренду нечем платить будет. В общем, вела бы курсы для начинающих свое дело, совсем с лругого конца заходила бы. Из классики только бюджетированию учила бы грамотному - если говорить именно про старт. Хотя и с бюджетом ошибешься наверняка, но в нем польза есть, помогает структурно свой новый бизнес ощутить.
PEST для небольшого бизнеса, возможно, и не нужен, хотя зависит от сферы. А вот SWOT - важен, нужен и полезен, поскольку позволяет понять, что вообще вокруг творится, и "третий путь" как раз нередко замечаешь, делая SWOT. Только его и вне MBA преподают.
Еще раз -проблемы не в инструментах, а скорее всего в Вас. Я не вижу конструктивной критики методики планирования, а вижу лишь - не подходит, не то, не так. Я если честно не могу понять связи с планированием при помощи инструментов планирования и то что Вы можете через три месяца заниматься другим бизнесом. Где связь, которая объясняет, что инструмент, а не исполнитель не работает??
Может кривовато объясняю. А давайте с другой стороны зайдем. Вот вам дают пестренькую группу из 15 человек - через полгода они собираются открывать свои небольшие компании, а пока продолжают работать и два раза в неделю ходят к вам, готовятся. Бизнес- образования ни у кого, у трети вообще нет высшего. Есть первоначальные идеи, у большинства - тот самый шестой продуктовый в квартале. Не потому что тупые, просто понимания, что такое бизнес, ноль. Чему будете учить, что дадите? Для азарта можно присоединить условие: за каждого из них, кто через три года будет иметь прибыльный растущий бизнес, дадут по миллиону.
Если реально дадут, то готов взяться за обучение. А если так на словах, то начну с основ анализа и совместно с ними буду делать планирование! Что продавать? Кому продавать? И так далее. Бизнес-образование вообще ни при чем. В нем всего лишь в сжатом виде собраны некоторые инструменты.
Могу например сказать, что SWOT критикуют за то, что он показывает картинку в статике, а не в динамике. Хотя, на мой взгляд, это опять же проблема исполнителя.
Хотя с другой стороны, крепкое осознание, что новый бизнес - это 1. Нерешенная проблема некой группы людей, 2. Твое решение этой проблемы - с МВА. Нет, что - то было полезное, но приходилось как золото " намывать" в большом потоке информации. И кейсов катастрофически не хватало, это уже особенность российского MBA.
Возможно. Но если вернуться к вашей отправной точке про высокую гибельность стартапов, то парадокс: на западе гибнут из- за высокой конкуренции. А у нас непаханное поле именно для малого бизнеса - куча неудовлетворенных локальных потребностей. Гибнут из- за отсутствия общей бизнес - культуры, слабости бизнес- традиции, отсутствия прикладного бизнес- образования для малого бизнеса. Мне тут в комментариях сказали, что только идиоты открывают шестой продуктовый в квартале, где уже есть пять точно таких же. Но что- то больно много идиотов. Просто неоткуда человеку узнать про эти базовые вещи, про то же планирование - у его родителей бизнеса не было, у друзей тоже нет, в школе этого не проходил, вокруг примеров настоящего бизнеса, а не конторки, сидящей на административном ресурсе, не так много, про хорошие какие- нибудь краткосрочные курсы для начинающих предпринимателей не слышала.
Reply
Reply
А если речь идет о чем-то совершенно новом на рынке, то эта ситуация неопределенности очень высокой степени. Соответственно оценить потенциал сложно, в процессе внедрения идею приходится дорабатывать методом проб и ошибок, методы продвижения по ходу тоже приходится менять. Отсутствие аналогов и прямых конкурентов - вот особенность бизнес-планирования для малых компаний. Не говоря уж об отсутствии средств на маркетинговые исследования. Из классического курса бизнес-планирования я мало что смогла взять.
Reply
На что конкретно вы ссылаетесь говоря о планировании из МВА?
С уникальными идеями сейчас и далее скорее всего будут проблемы из-за высокой информатизации и интеграции в информационную сеть современного общества.
Магазины продуктов в одном квартале открываются от безысходности их владельцев. Мозгом природа обделила, а жить хочется хорошо.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А если так на словах, то начну с основ анализа и совместно с ними буду делать планирование! Что продавать? Кому продавать? И так далее. Бизнес-образование вообще ни при чем. В нем всего лишь в сжатом виде собраны некоторые инструменты.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment