Фотографии к проекту
"Взлет к мечте" -
13_u На вопрос отвечает детский писатель Николай Назаркин -
exlibrisss, автор книг "Изумрудная рыбка", "Стеклянная стена". Библиотекарь по образованию, библиотерапевт по роду основной деятельности.
"Я написал шедевр! Что дальше?
Мечты бывают разные. Иные похожи на луковицу. Не потому, что от такой мечты все плачут, нет. Но в простом с виду желании на самом деле сто слоев, причем некоторые из них, как та луковая шелуха, не съедобны.
Вот такая мечта:
"Самая смелая и заветная- чтобы от издательства тиражом, эдак,в 10тыс экземпляров вышла книга детских стихов моей мамы с моими иллюстрациями (не векторными, а по-старинке, акварельными) Вот!"
На первый взгляд тут все логично и просто. А как подступиться? Рецептов, как всегда, больше одного. Если действительно хочется сделать все так, как написано, воплотить мечту «в лоб», то самый простой выход - заработать много миллионов денег, открыть издательство и издать такую книгу самому.
Ну а если много денег не светит, а мечта увидеть книгу напечатанной не пропала? Тогда вооружимся острым ножом внимания и на гладкой доске терпения будем слой за слоем разбирать луковицу желания.
Во-первых, стихи. Они действительно стоят того, чтобы быть напечатанными? Вопрос задан не с желанием обидеть, а целью продемонстрировать первую и закономерную реакцию. Как это выяснить наиболее объективно? Обратиться к специалистам.
Но - внимание! - важное уточнение. Решение всегда принимаете вы. Вы, а не самый-рассамый профессиональный критик. Он может предложить, рекомендовать, настаивать... Но у вас в любом случае есть право заработать тот самый миллион и дать книге шанс. Может правы именно вы. Правда, шанс на это - буду честным - очень мал. Но шанс. Но маленький.
Итак, оценка текста. Во-первых, в интернете есть такой замечательный сервис «Опенлит - открытая литература» (openlit.ru), где профессиональные критики проводят разбор присланных текстов и дают свои рецензии (именно полнокровные рецензии, не читательские отзывы в три строчки), рекомендации. Он платный, но рецензировать - это работа, тяжелая работа, тут уж ничего не поделаешь.
Еще можно отправить стихи на соискание какой-либо литературной премии. Премий сейчас существует много и наверняка найдется подходящая. В этом случае критики, писатели и иные «литературные люди» оценят текст бесплатно, но ни рецензий, ни замечаний вы уже не получите - только «да», если книга проходит в финал, или «нет» - во всех остальных случаях. Что, зачем, почему - так и останется тайной.
Если решитесь отправить текст на соискание премии - внимательно прочитайте все условия и посмотрите на состав жюри. Будет очень обидно, если посланные стихи не примут, потому как именно на эту премию можно посылать лишь романы с повестями. И наоборот, конечно.
И - опять внимание! - критики, как настоящие профессионалы, оценивают текст, а не автора. Они читают просто стихи, а не «стихи моей мамы-пенсионерки» или «рассказ младшего брата-инвалида». Часто они вообще не видят имени автора, не говоря уже об особенностях биографии. А если и знают, то оставляют «за скобками». Это - основы профессионализма. Случаи, когда личность и развитие автора оказываются важнее собственно качества литературного произведения, относятся к арт-терапии и библиотерапии. Я знаю это лучше многих - это моя профессия. Все остальное - разговор только и только о тексте. Не забывайте об этом, это позволит избежать множества расстройств.
В случае с премиями надо учитывать и то, что часто сами издательства охотно сотрудничают с победителями. Это и понятно - в редакциях тоже сидят люди и им тоже нужна более-менее справедливая оценка предлагаемого текста. А огромный штат внутрииздательских редакторов, неутомимо читающих любую присланную «нетленку», и дающий честный, взвешенный и быстрый ответ не существовал в реальности никогда. Только в мечтах авторов. Я вот тоже мечтал, да.
Итак, если стихи были отправлены на конкурс. Победили? Поздравляю, вы перепрыгнули сразу через несколько слоев. Проиграли? Ну что же, бывает, и бывает гораздо чаще. Если уверены в качестве текста - пробуйте снова. Напрямую в издательства в том числе.
И тут мы доходим до слоя мечты №2. Тираж. Тираж «хотя бы в десять тысяч экземпляров». Это та самая шелуха. Забыть и выбросить сразу. Таких тиражей в наше время практически не бывает, а если взять стихи, то не бывает от слова «совсем». Даже если это стихи Барто, Михалкова или Чуковского, скажем. В магазинах все полки заставлены ими? А вы посмотрите, там же полсотни издательств, каждое с тиражом тысяч в пять. Все, тут ничего не поделаешь.
В-третьих, добрались до иллюстраций. Если вы профессиональный иллюстратор, то положение дел в этой области вам известно лучше меня. Если же, как я подозреваю, нет... То сложность задачи удваивается. Потому, что надо убедить издателя взять не только неизвестный никому текст, но и незнакомые никому картинки. А ведь стоимость печати иллюстрированной книги вырастает в разы. И не потому, что издатели жадные, а просто по технологии.
Опять-таки, если мое предположение верно и вы не профессионал, то и иллюстраций у вас нет. Есть картинки к тексту. А это - уж на таком уровне мне разбираться положено - совершенно разные вещи. Значит, с этими картинками кто-то должен еще профессионально работать, чтобы сделать книжку. И этот «кто-то» - не «девочка на компьютере» с крякнутой версией индизайна, а настоящий иллюстратор, по сути рисующий книгу заново. Если, конечно, мы говорим об издателях, а не о конторах «все сразу за сто баксов и розочка из клипартов сверху».
Так что получить все сразу очень и очень трудно. Надо, чтобы издательство заинтересовалось кровно именно комбинацией из стихов и рисунков. Возможно ли такое? Да, почему нет. Если, повторяю, стихи и рисунки стоят того. Но мы предположим, что стоят. Просто из веры в человечество.
Но как таким хорошим стихам и хорошим картинкам найти путь к издателю? Стучаться. И совершенно необязательно в двери монстров, вроде ЭКСМО или АСТ. Там, как раз, шанс отказа даже выше. Но существуют множество средних, малых и совсем маленьких издательств, которые не боятся рисковать. Но для риска уровень таланта должен быть выше нормы. Где их найти? В интернете, разумеется. Такие издательства всегда впереди, у них свои сайты, блоги, форумы. Если задаться целью - это не сложно.
Мечта, как луковица, оказалась многослойной. И - наверняка - многие вещи будут горьки на вкус. Но если дело того действительно стоит... Я верю в человечество."
* * *
Спасибо Коле за подробное объяснение, а со своей же стороны я бы добавила вот что. Вы хотите, чтобы вашу книгу издали. А вот издательства хотят, чтобы их книги купили. Они, в конце концов, делают это ради бизнеса. Гораздо проще убедить их, что на книгу есть спрос, если вы "приведете" к ним читателей, которые страшно хотят такую книгу с такими картинкам. Как вам их найти? Во-первых, читателей можно найти через социальные сети. Создайте блог (сайт, сообщество) с тем, что вы пишете-рисуете - и продвигайте свое творчество в других блогах-сайтах-сообществах-форумах. Немалое число блоггеров стали писателями именно так - из-за огромного числа подписчиков.
Во-вторых, можно поискать того, что выкупит часть вашего тиража. А то и весь тираж, если речь о 1000 экземпляров. Кому может понадобиться такая книга? Например, маркетологам на маркетинговые акции. Навскидку - детскую книгу можно предложить тем, кто продает детскую мебель - дарить покупателям; благотворительным фондам, которые отвозят книги в детские дома; агентствам, устраивающим детские праздники; семейным ресторанам и т.д. Для крупного маркетингового агентства или спонсора благотворительного фонда бюджет на издание одной книги - не проблема. Конечно, надо их убедить, что ваша книга того стоит. Но вам в любом случае надо убедить в этом издательства и читателей. (То же самое действует в отношении книг для других читательских аудиторий - подумайте, кому она может быть полезна).
Правда, если кто-то хочет выкупить весь тираж вашей книги - вопрос, нужно ли вам издательство? Если вы хотите не только видеть книгу напечатанной, но и что-то на ней заработать, то можете и сами напечатать ее в итоге. Корректора и верстальщика найти не сложно, типографий множество.
Проект
"Взлёт к мечте" ранее:
"Боюсь оставить работу, не найти клиентов, не суметь организовать рабочий день" Психолог о страхе начать свое дело.
"Как совместить мечту и профессиональный рост? А также чему и где можно бесплатно учиться в реале и в сети.
"Омнизм": хочу много всего, что мне выбрать? Мнение психолога.
Как развивать сайт и привлекать людей? Как лучше поменять формат сайта, привлечь авторов и посетителей и стоит ли создавать настоящую редакцию.
Хочу помогать учить английский - издавать карточки, открытки, минипостеры. Много идей, нет единомышленников и четкого представления, с чего начать - решаем, как же с этим быть.