Накануне
Первой мировой войны всем, кто интересовался велоспортом и туризмом,
стало известно имя Онисима Петровича Панкратова (1888-1916),
совершившего грандиозное кругосветное путешествие на велосипеде. Онисим
родился и вырос в Казани, но в 1908 г. переехал в Харбин (эта небольшая
станция Трансманчжурской магистрали, основанная за 10 лет до того, в те
годы активно заселялась), где работал (как тогда говорили «служил»)
брандмейстером, то есть пожарным. В то же время он являлся членом
Харбинского общества спортсменов и увлекался, как и многие другие,
самыми различными видами спорта, однако прославился именно как
велосипедист, отправившись в путешествие в начале лета 1911 г.
Что
интересно - первоначально, по его словам, кругосветное путешествие не
входило в его планы, он хотел только проехать по России и добраться до
Санкт-Петербурга. Вместе с ним отправились Г.И. Сорокин, П.Ф. Воронинов и
В. Цейберг, однако последний отстал от товарищей уже через три дня, а
двое других доехали до Читы, но дальше продолжать путь не стали (по
другим сведениям, один из них остался в Иркутске, а другой - в Томске).
Для самого О.П. Панкратова дорога по России выдалась нелегкой - перед
выездом он получил пропуск от начальника железной дороги, позволявший
беспрепятственно проезжать вдоль полотна, однако ему постоянно
приходилось останавливаться и предъявлять документы бдительным
стражникам. В Сибири местные крестьяне нередко принимали его за шпиона
(так как он имел при себе путевую книгу и заносил в нее все данные о
проделанном пути).
При въезде в город Курган, он подвергся
нападению «пьяной компании, среди которой были и чиновники», и спасся
только благодаря заступничеству прохожих - так отмечалось в газетах. Сам
же Онисим в интервью «Московской газете» позже сказал, что нападавшими
были жандармы, которые «сначала меня избили, а затем, когда я им
предъявил свои документы, стали предлагать мне свое содействие». Что
произошло в точности, так и осталось не известным, да это и не столь
важно, принципиально то, что отважному путешественнику не поздоровилось,
но трудности не остановили его. А несколько позже он, по его же словам,
столкнулся с охотниками (или браконьерами), которые его чуть не
застрелили, но О.П. Панкратов отделался легким ранением в спину, которое
не помешало ему продолжить путь.
Наконец, в ноябре 1911 г. он прибыл
в Москву, проехав к тому времени 9000 верст на велосипеде. Там он
сообщил, что намерен несколько дней провести в этом городе, подлечиться и
привести в порядок велосипед, а затем ехать в Санкт-Петербург, и
«затем, если меня поддержит общество туристов, поеду дальше и, быть
может, совершу кругосветное путешествие». В столицу он прибыл в том же
месяце и тут же получил согласие на продолжение пути.
7 (20) декабря
1911 г. все спортивное общество столицы у Московских ворот проводило
Онисима Петровича в Европу, при этом командор российского общества
туристов поднес О.П. Панкратову знак общества с надписью «Отважному
туристу». Как писали Санкт-Петербургские журналисты, «В легкой тужурке, с
нахлобученной шапкой он вскочил на «стального коня» и в сопровождении
четырех туристов, двинулся в дальний путь» (упомянутые туристы проводили
его до Пулкова).
Следующие сведения о нем относятся к июлю 1912
г., когда сообщалось, что он остановился для непродолжительного отдыха в
Риме (к тому времени пройденное им расстояние исчисляли в 30 000 верст,
причем местами пешком, неся велосипед на плече), а в октябре появилось
тревожные сведения о его судьбе. Дело в том, что его дальнейший путь
лежал через Балканы, где как раз в то время разразилась первая
Балканская война между Турцией и славянскими странами, и О.М. Панкратов
был задержан турками как русский шпион. В газетах писали, что он
«жестоко избит и попал в больницу». Однако и тут, к счастью все обошлось
- и вскоре появились сообщения о том, что он продолжает движение по
установленному маршруту, при этом «от велосипеда остались прежними
только рама и вилка, так как Панкратов переменил 6 колес, 30 шин, 4
фонаря, 2 руля и 3 седла».
Дальнейший маршрут проходил через
Францию, затем Англию, где он воспользовался пароходом, для переправы на
Американский континент, а оттуда (тоже по воде) - в Японию. При этом по
пути он неоднократно принимал участие в различных состязаниях по
велоспорту (и борьбе), чтобы таким способом получить пропитание. А в США
ему пришлось некоторое время поработать грузчиком в порту, чтобы
заработать на билет. После всех этих приключений путь из Японии в Китай и
оттуда - в Харбин, по его словам, оказался легкой прогулкой. В середине
1913 г. его путешествие успешно завершилось в том же месте, где и
началось. За это достижение он получил награду от Международного союза
велосипедистов - бриллиантовую пальмовую ветвь.
Дальнейшая судьба
О.П. Панкратова оказалось не менее яркой, но, к сожалению, короткой - в
следующем году он поступил в Гатчинскую авиационную школу, по окончании
которой принимал участие в сражениях Первой мировой войны, причем был
награжден Георгиевским крестом и произведен в чин поручика, а в сентябре
1916 г. погиб в неравном воздушном бою.