Вспомнить всё

Mar 23, 2017 22:07



Пан Гжегож сегодня в обсуждении про патриотов и жидву намекнул мне, что любая сферическая антинационалистистическая позиция в вакууме - контрпродуктивна (если я правильно его понял). Я подумал и согласился с ним, ибо мы имеем яркий пример тех же самых поляков.

Чтобы не вдаваться в дебри подробностей, то социал-националисту Тягнибоку на фоне того же коммуниста Ярузельского нужно лет пятьдесят зиговать, чтобы достичь того же уровня конструктивного национализма. Именно поэтому в этой самой Польше такое заведение, как Институт исторической памяти работает немного иначе, чем здесь. Почему? Да потому что среди поляков ненационалистов нет в принципе.

Мы же пытаемся постоянно что-то «вспомнить»: освободительное движение, ВМВ, Голодомор и т.д. Это, естественно, находит свое отражение в программах главных игроков на политической сцене, которые подобно герою Шварцнеггера пытаются «вспомнить всё». При этом память коллективная вещь весьма многоярусная.

С распадом СССР возникла насущная необходимость в исторической легитимизации новых независимых республик. В Украине эта потребность была особенно острой. Нам надо было оправдать не только государственность, но и национальную субъектность. Правда, всерьез за это дело взялся только президент Ющенко. Усиленное «упоминание» Голодомора, Батуринской резни, боя под Крутами - все это служило легитимизации геополитического курса «прочь от Москвы». Мессидж был до наивности прост: «москали» всегда обращались с нами плохо, и нам надо держаться от них подальше. Соответственно, в пророссийском лагере стали усиленно «вспоминать» противоположные обстоятельства: зверства УПА, Молодую гвардию и тому подобное.

Как показывают исследования, между исторической памятью и политическими предпочтениями существовала и существует явная корреляция. Воспоминания превратились в идеологические маркеры, символы политической принадлежности, По поводу этих корреляций бытует мнение, что политический выбор определяется памятью. Мол, вата выбирает всякие оппоблоки, ибо имеет сознание «постгеноцидное». Однако в этой теории много предположений. На самом деле все точно наоборот: это воспоминания формируются в политических штабах. А точнее, там они приобретают идеологически правильную форму со всеми производными последствиями.

Прежде всего, преобразования коллективных воспоминаний на средства политической борьбы привело к страшной деформации исторической памяти. Во-первых, украинцы научились вытеснять из памяти неудобные для себя факты. Например, обстоятельства Голодомора должны лучше помнить потомки тех, кто его пережил. Но сегодня на Востоке страны Голодомор признают геноцидом от 36% до 57%, но на Западе, где его вообще не было, - вплоть 87%! Скажете, у галичан просто хорошая память? Но как быстро они забыли о том, как обращались с нелояльным населением оуновцы! Так же на Востоке Украины помнят, что «бандеровцы стреляли в спину» красноармейцам, но как-то подзабыли, сколько галичан было репрессировано с 1939-го по 1941-й. «Здесь помню, а здесь - не помню». Эта фраза из известного советского фильма как нельзя лучше описывает нашу коллективную память. Впрочем, «провалы» в ней вполне естественны. Критиковать УПА в Галичине или Красную Армию на Востоке - значит становиться в оппозицию к идеологическому мейнстриму. Поэтому «неудобные детали» проще забыть.

Во-вторых, идеологизированные воспоминания упрощаются, из них исчезает присущая действительности противоречивость, полутона ретушируются. Националисты давно вычислили процент русских и евреев среди организаторов Голодомора. Однако о том, что на местах хлебозаготовки осуществляли сами украинцы, вспоминать не принято. Мы акцентируем внимание на том, что в украинские сёла переселяли крестьян из России, но старательно забываем, что их фактически депортировали в Украину и даже под страхом наказания многие из них бежали назад. Мы ежегодно вспоминаем, как галичане помогали голодным схиднякам. Но не вспоминаем, как голодные схидняки ходили за хлебом в кацапские села и кацапы, таки, с ними делились. Вспоминая об этом, легко получить клеймо «украинофоба» или сторонника «русского мира».

В-третьих, оценки прошлого релятивизуются в зависимости от идеологической конъюнктуры. Сейчас в «патриотических» кругах считается хорошим тоном подчеркивать, что во время форсирования Днепра 1943 Жуков специально уничтожал украинцев. Мол, чем больше в Днепре утопим, тем меньше после войны придется в Сибирь ссылать. Но почему-то в тех же кругах не принято ругать тех, кто использовал украинцев как пушечное мясо под Бродами. В конце концов, никто не упрекает и политическим руководителям УПА, сознательно посылавших повстанцев на верную смерть - даже после окончания войны. Короче говоря, «если наш - то герой-разведчик, если не наш - подлый шпион».

Выборочная память отвратительна во всех ее вариантах. Бесспорно, общество нуждается в восстановлении коллективной памяти, которую еще яростнее современных политтехнологов уничтожал советский агитпроп. Однако то, что происходит сейчас, - это не восстановление, а фальсификация памяти. Идеологизированные, искаженные и «отредактированные» воспоминания имеют мало общего с действительностью. Мы смеемся над путинской РФ, где запрещены «фальсификации истории в ущерб интересам России», но в Украине дела ненамного лучше - с той лишь разницей, что речь идет об интересах политических группировок.

К тому же, сама реальность может быть весьма изменчивой. К примеру, в 2007 году Луценко осуждал ОУН и УПА, а в 2013 году уже заявлял, что Шухевич - «величайший герой» для него, а кто не признает «миссии УПА», не может считаться гражданином Украины. Или вспомним Табачника, который в начале 2000-х не сомневался, что Голодомор был геноцидом, а став министром образования, изменил свои убеждения на противоположные. Таких примеров немало. Но ситуативный успех этаких homo politicus «дерьма стоит», как сказал бы бравый солдат Швейк.



Зреферовано за допомогою джерела

политическая мимикрия, история

Previous post Next post
Up