Сегодня исполняется 398 второй пражской дефенестрации. Итак, кого и куда «дефенестрировали» и есть ли в этом определенный исторический урок и мораль?
В Праге многоэтажные дома появились достаточно давно, что придало такому явлению, которое получило название «дефенестрация», определенный смысл. Так как в переводе с латыни - это глагол имеющий значение «[выбрасывание] из окна». Именно таким нехитрым способом горожане решили вопрос с Прагарадой в 1419 году. Двенадцать человек из городского совета были «дефенестрированы» с высокой Ратуши, благодаря чему освободилась должность мера с заместителями и председателями депутатских комиссий, и начались гуситские войны.
После этого чешские политики не раз ссылались на первую дефенестрацию, как на славную политическую традицию (это все-таки не в Ростов свалить, а, таки, свалиться с метров 20-ти), что почти 200 лет худо бедно работало. Но тут настал 1618 год.
В Праге долго зрело недовольство, так как местные регенты-чиновники (из славян, кстати) активно призывали «Габсбург приди!» и вели античешскую пропаганду. По иронии судьбы самые патриотические прочешские позиции занимали дворяне-протестанты немецкого происхождения.
Как гласит легенда, граф Генрих Маттиас Турн воскликнул по-чешски: "Ve staré dobré český tradici -ve okně!" («По старой доброй чешской традиции - в окно!»). Ради справедливости необходимо отметить, что граф по-чешски, таки, не говорил, и, скорее всего, дефенестрировали Славату, Мартиница и Фабриция (пражских сторонников габсбургского мира) по-немецки.
Что характерно все они остались живы и даже свалили в Москву Вену, чтобы пожаловаться императору на тяготы «гражданской войны». Чешских протестантов поддержали венгерские. Власти на местах прижали московских римских батюшек так, что им пришлось бежать.
Восставшие понимали, что без помощи они против Габсбургов не выстоят, и стали искать ее у других протестантских правителей. Те, конечно, проявили «глубокую обеспокоенность», даже ввели какие-то санкции против Габсбургов, но оружие летального действия поставлять отказались.
Несмотря на победы добробатов Турна и контрактников Мансфельда над имперскими войсками, операция по освобождению Донецка Вены прошла неудачно. А тут и деньги закончились. В итоге Габсбурги перехватили инициативу и чехи лишились независимости. Так началась Тридцатилетняя война.
Какую мораль можно извлечь из этой поучительной истории?
Однажды мне пришлось во Львовском СИЗО пересечься с одним пацанчиком из братвы, который заехал на хату с огромным свежим шрамом на голове и вбитыми в череп скобами. Объяснил он столь необычный внешний вид падением из окна четвертого этажа Лычаковского РОВД. По его словам: «Хорошо, что на голову упал. Если б на руку - точно бы поломал!»
Короче говоря, давайте больше мусорных люстраций, клоунских походов с дымовухами и файерами. Не забываем, конечно, про зеленку и возможность дать в дыню какому-нибудь мудаковатому политику, про памятники, конечно, геев можно также погонять заодно. И всем будет счастье!