Жутковатый советский Ренессанс в сегодняшней России с победобесием и неосталинизмом некоторые исследователи называют реанимацией. Но реанимация - это оживление. Там же мы видим создание Голема из настоящего говна, в рот которому в виде заклинания вставили передовицу из газеты «Правда» за 1981 год.
Те же процессы, которые мы наблюдаем у нас, с точки зрения эстетики относятся к «ренессансу советской античности» с одновременным сочетанием раннесоветского и познесоветского периодов. Современная эстетизация националистического дискурса, кстати, никак не повлияла на переосмысление советского периода истории и тем более очень короткого постимперского времени. Я тут намекаю на процесс «декоммунизации» в виде наполнения пустой коробки с надписью «УССР» первым, что попадает под руку.
Лично я двумя руками за избавление от имперского прошлого. Но у меня всегда оставался вопрос - почему после последнего закона об этой самой декоммунизации во Львове, например, не нужно было переименовывать ни одной улицы? Потому что в этом городе советский период ненавидели по-настоящему (были для этого причины и были еще живы люди, которые это застали), а не по указке сверху, и от груза прошлого избавились еще при Советском Союзе. Но фактическая содержательность современного символизма стала лишь немного обновленным наполнением старой оболочки, которое конструируется и структурируется без глубокого расчета и долгосрочной перспективы.
И если раньше люди жили на улице Ленина, а работали на улице Дзержинского, то сегодня в том же Львове, например, мне для того, чтобы пешком дойти от костела Эльжбеты до Лесотехнической академии нужно будет идти по улице Бандеры до памятника Бандере и повернуть направо на улицу Героев УПА. Потом повернуть на улицу Мельника, а далее - на улицу Коновальца. По ней через два квартала - на Повстанську, и потом уже направо - на улицу Генерала Чупринки. При этом проходя мимо памятника Бандере (скульптора Посикиры - лауреата комсомольской премии им. А. Гаврилюка, кстати) улавливаешь сходство с памятниками Ленину, но то таке…
Директор Украинского института национальной памяти (УИНП) Владимир Вятрович однажды выдал интересную фразу: «Я уверен, что пока улица будет называться улицей Ленина, на ней будут ямы». С точки зрения логики это, конечно, бессмыслица. Но политика символов не всегда функционирует в плоскости логики. Поэтому совершенно понятно и естественно, что в "маленьком мирке" директора УИНП советская идеология и символизм тесно связаны с онтологическим злом и цивилизационной разрухой. И сегодня положено сделать эту истину аксиоматической, что, конечно, предполагает "принятие на веру".
Однако, проблема заключается в другом - замена символа не ремонтирует дороги, то есть деидеологизация не имеет мгновенного влияния на быт. При этом возникает другая проблема - почти гротескное сходство современной попытки переустроить "быт исторической памяти" с методами большевиков, о чем, опять же речь шла уже довольно много. Этим можно объяснить ту невыносимую легкость бытия с которой массы (люди) "меняют шапки", ведь именно нутро, месседж новых "праведных" символов остался прежним - на горизонте виднеются "зияющие высоты" светлого будущего, и мы приносим ему в жертву наши жизни.
К чему я это всё клоню? У людей, получивших воспитание при совке, критическое мышление может давать сбои (и я здесь не исключение), и появляется желание использовать простые решения для сложных вопросов. Но в этом случае мы получаем свой вариант казино с блекджеком, шлюхами,
дедовоевательством и прочими отвратительными россиянскими вещами с затягиванием на победобесный флешмоб бомжей.