Есть такой львовский анекдот, который появился осенью 1990 года, когда там снесли памятник Ленину. Как говорится, большинство из нас уже или слишком стары, чтобы этот анекдот помнить, или слишком молоды, чтобы его знать.
Итак, проходит 25 лет после этого и в Киеве в 2015 году к власти приходят коммунисты, которые тут же ставят вопрос о восстановлении исторической справедливости и памятника Ленина во Львове. Львовская мэрия создает специальную комиссию из львовских депутатов. После нескольких заседаний эта комиссия дает историческую экспертизу: внимательно проанализировав фотографии до 1939 года и после 1990 года, было установлено, что никаких памятников Ленина во Львове не было.
Попробую объяснить, к чему я это привел. Во время Евромайдана в The Washington Post появилась статья
«This one map helps explain Ukraine’s protests», в которой автор пытается повторить
выводы Хантингтона о разделе Украины по языковому и религиозному признаку.
На самом деле (с) всё несколько интереснее и сложнее и в основе многих процессов находится амбивалентность - одновременная ориентация на несовместимые и взаимоисключающие ценности, одной из которых является амбивалентность идентичности, которую пытаются использовать различные провокаторы для достижения своих гапоновских целей.
Это меньше заметно во Львове, но хорошо видно в Киеве. Ярко демонстрируют этот процесс социологические опросы. Так 90% опрошенных поддерживает независимость Украины, и - одновременно 30% ностальгируют по Советскому Союзу. Эти 20% наших сограждан одновременно хотят совместить эти два проекта.
Вот другой пример: 72% опрошенных признают, что Россия - это государство-агрессор, но только 39% считают российское государство чужой и только 45% поддерживают закрытые границы и визовый режим. Такие же показатели дают и опросы о таких вещах, как «воссоединение Украины с Россией», УНР и УПА.
Лично мне, например, понятно, когда бандеровцами себя называют те же социал-националисты, которые прямо и собираются по бандеровским лекалам устанавливать «національно-авторитарний режим» (об этом можно почитать, например,
здесь). Менее понятно, когда это делают неонацисты типа Билецкого. И совсем непонятно, когда бандеровцами себя называют люди вполне себе либеральных взглядов. И я не думаю, что все такие люди невежды, которые не знакомы с идеологией ОУН(б).
К чему я это все клоню. Амбивалентность в данном случае - это форма социальной шизофрении, от которой можно ожидать любой случайности. Зато она очень удобна для манипуляторов любого типа - от провокаторов под «патриотическими» лозунгами до «мышебратьев».
Зреферовано за допомогою джерела