Малхолланд-Драйв Разгадка тайны и доказательное объяснение смысла фильма

Apr 17, 2019 23:58


Моя новая книга здесь, заходите почитать!

Некоторое время назад я написал свой взгляд на смысл гениального творения не менее гениального режиссёра Дэвида Линча "Шоссе в никуда". Статья вызвала большой интерес, и многие читавшие потом писали мне, поддерживая мою точку зрения. Также я анонсировал разгадку самого таинственного творения Линча - фильма загадки "Малхолланд-Драйв". И вот, наконец, я решил написать данный обзор.

Я пересматривал фильм, наверное, полсотни раз, обычно бывает, что с каждым новым просмотром ты находишь что-то новое, что нарушает прежнее понимание, но в ситуации с этим фильмом я лишь снова и снова убеждался в правоте своих изначальных предположений и трактовок, которыми с вами сейчас и поделюсь.

Споры о том, что же хотел показать Линч, бушуют до сих пор. Здесь и версия сна героини (странно, что все фильмы Линча спешат объяснить именно тем, что это бредовый сон). И вариант с тем, что это всё метафора и так далее. Однако я утверждаю, что фильм очень простой и, главное, линейный. В нём нет никаких загогулин и переплетений, которые нужно было бы разгадывать. Просто, всё дело в том, что Дэвид Линч в очередной раз переставил сцены местами, в виду чего складывается ощущение нелинейности.



Ещё хочу сразу сказать, что стоит отбросить Линчевские "подсказки", которыми он якобы пытался объяснить "Малхолланд-Драйв". Уверен, что он решил подпустить таинственности и пустить публику по ложному следу, дабы усилить впечатление, только и всего. Или испугался, что разгадка сюжета слишком очевидна, и попытался всех запутать.

Вообще, "Малхолланд-Драйв" один из моих самых любимых фильмов и, наверное, самый любимый у Линча. Твин-Пикс, кончено, превзойти трудно, но там есть сцены и линии, которые я при просмотре проматываю, а "Малхолланд-Драйв" смотрю целиком, поедаю, как обалденно вкусный вишнёвый пирог, запивая кофе, чёрным как ночь в безлунную полночь. Дело всё в том, что это не просто красивый мистический триллер, а глубоко гуманистическое кино, в котором Линч вновь демонстрирует глубины своей психики, свои старые душевные раны и страдания, которые стремится исцелить...

Итак, фильм начинается с конкурса танцев "Jitterbug", затем следует сцена, на которую Линч обращал внимание в "подсказках". Это кто-то ложиться на подушку и засыпает, начинает играть та самая нетленка Бадаламенти и мы видим волшебные пейзажи Лос-Анджелеса по дороге в Голливуд - столь притягательное и манящее шоссе "Малхолланд-Драйв", по которому едет роскошный лимузин...

Я прошу вас внимательно следить за мыслью, пускай я излишне детально вспоминаю фильм, но без чёткого воспроизведения в памяти ключевых сцен, невозможно понять его смысл.

В лимузине кроме водителя находится его помощник и знойная красавица. Водитель и его напарник оказываются киллерами, которые хотят убить героиню, но группа молодёжи, несущаяся по шоссе с бешеной скоростью, врезается в лимузин...

Киллеры погибают, а героиня теряет память и забредает в какой-то дом.

В дом приезжает племянница хозяйки Бетти. Она находит героиню, потерявшую память, назвавшуюся Ритой по имени Риты Хейворт, увиденной ею на плакате в комнате.

Девушки решают выяснить, кто Рита, и, почему её хотели убить. В сумочке Риты они находят кучу денег и странный синий ключ.

Ещё есть другие линии: некий киллер ищет на улицах некую брюнетку, видимо, ту самую Риту, которая выжила на Малхолланд-Драйв.

Режиссёр Адам Кэшер не желает брать в фильм актрису, она ему не нравится, но продюсеры кинобизнеса братья Кастельяни, одного из которых сыграл сам маэстро Анджело Бадаламенти, требуют взять на роль в фильме именно эту девушку.

Режиссёр отказывается наотрез, и тогда у него вся жизнь начинает идти наперекосяк, со счетов исчезают деньги, жена ему изменяет, короче, приходится ему прятаться в каком-то мотеле у некоего Куки, но тот сообщает, что даже здесь Кэшеру не скрыться.

Нам показывают двух парней, одному приснился страшный сон и он пришёл в приснившееся ему кафе, чтобы убедиться, что это просто сновидение. Они вместе идут за кафе, посмотреть, нет ли там чудовища из сна, чудовище есть, мужик, наблюдавший сон, откидывает коньки. Монтёр Иванов пошёл со свечкой в подвал, проверить, есть ли там бензин, бензин БЫЛ!

Затем в сюжете возникает некий мистер Рок (обратите внимание, что rock по-английски означает "скала" или "утёс", то же самое, что в греческом Пётр, имя, которое носил апостол, ставший хранителем ключей от рая). Ему сообщают, что режиссёр не хочет давать звёздную роль девушке, и предлагают всё остановить, но тот ничего не отвечает. Человек, пришедший к нему решает, что надо всё остановить, но не говорит, о чём речь. Девушку, к слову сказать, зовут Камиллой.

Есть версия, что мистер Рок - это владелец киностудии, но я не вижу для этого оснований. Кто этот таинственный мистер Рок, я объясню позже, как и то, что он хочет остановить.

Тем временем Рита и Бетти выясняют возможное настоящее имя Риты, находят номер телефона, и звонят, но попадают на автоответчик. Они отправляются по указанному адресу, и находят чей-то труп в кровати. Рита в панике старается изменить внешность, стрижёт и красит волосы...

Режиссёр встречается с неким Ковбоем, который популярно ему объясняет, что надо взять ту девушку на роль в фильме, которую ему предлагали, и всё в жизни его сразу наладится. В виде метафоры Ковбой говорит о возничем, который правит телегой, что он только один, но желающие могут ехать вместе с ним. То есть тупо исполнять то, что будет для всех лучше. Он соглашается, и на кинопробах утверждает нужную девушку.

Ночью Рита зовёт Бетти поехать в какой-то клуб "Силенсио" - "Тишина". Где они наблюдают разные странные вещи, а конферансье сообщает им, что всё это просто запись, в зале нет никаких музыкантов, но они могут их слышать, потому, что всё записано.

Потом начинает петь некая Ребекка Дель Рио, в момент исполнения песни она падает, но её голос продолжает звучать.

Затем девушки возвращаются домой, у них в руках оказывается странная синяя коробочка, но Бетти вдруг исчезает, Рита открывает синюю коробочку синим ключом, и тоже исчезает.

В доме, где лежал труп, появляется Ковбой, говорит, что пора просыпаться и труп оказывается вполне живой Бетти. Только теперь её зовут Дайаной. К ней заходит соседка, и видит синий ключ на столе.

Выясняется, что Дайана (Бетти) знакома с Ритой, её настоящее имя Камилла. У них были отношения, но Камилла бросила её ради режиссёра Кэшера. На тусовке с Кэшером Дайана говорит, что выиграла престижный танцевальный конкурс "Jitterbug", запомните, это важно. Ревнуя Камиллу, Дайана заказала её убийство киллеру Джо, который обещает после выполнения заказа прислать ей синий ключ, как символ убийства Камиллы.

Затем нам снова показывают чудовище из-за ресторана, в руках у него свёрток с синей коробочкой, который падает на землю. Из коробочки вылезают старик со старухой. Затем мы видим Дайану, за которой гонятся эти двое из коробочки, и она стреляет в себя.

Поднимается дым, показывают счастливые, улыбающиеся лица героинь, финал...

Я изложил всё это вкратце, но выглядит, как полное сумасшествие. Кажется, тут и понять ничего невозможно, но давайте просто переставим сцены местами. Следует напомнить, что "Малхолланд-Драйв" задумывался Линчем, как сериал, но на него не нашлось денег. Вот Линч и напихал сцен, линий и сюжетов из целого сериала в два часа экранного времени, причём перетасовав всё, как пришло на ум!

Итак, начнём расставлять сцены по-порядку, я изложу, а вы проанализируйте ход моих мыслей:

Дайана выигрывает танцевальный конкурс "Jitterbug", приезжает в Голливуд. Знакомится с Камиллой, у них завязываются отношения. Однако карьера Дайаны не удаётся, несмотря на явный талант, ей не дают ролей, в частности её успеху мешает ухажёр Камиллы - режиссёр Адам Кэшер. Камилла уходит к Кэшеру, а Дайана от ревности заказывает её киллеру. Килеру не удаётся убить Камиллу, та спасается, но теряет память. Киллер в поте лица пытается найти Камиллу, чтобы убить, но не может сказать заказчице Дайане о том, что он не выполнил заказ. Он посылает ей синий ключ, как символ выполнено заказа на убийство Камиллы, хотя знает наверняка, что та жива. Мучаясь угрызениями совести, Дайана кончает с собой.

Мистер Рок говорит подчинённым, чтобы они всё остановили.

Режиссёра заставляют взять на главную роль актрису по имени Камилла. Ковбой говорит, что пора просыпаться.

Бетти выигрывает танцевальный конкурс "Jitterbug", приезжает в Голливуд, знакомится с потерявшей память Камиллой, которая называется Ритой. У Дайаны прекрасная перспектива в Голливуде, её берут на отличную роль, которая обеспечит ей успех на многие годы вперёд. Она решает помочь Рите вспомнить, кто та. Они находят сумку с деньгами, синий ключ и выясняют телефонный номер Риты. В квартире, где, возможно, жила Рита, они находят чей-то труп. Рита меняет внешность. У них завязывается роман. Ночью Рита зовёт Бетти в клуб "Силенсио". Они возвращаются домой, открывают синюю коробочку синим ключом, и исчезают.

Показывают счастливых героинь, с восторгом глядящих на красоты Лос-Анджелеса чуть свысока, словно они достигли успеха, поднялись на вершину, и их жизнь стала подобна сказке...

Согласитесь, если бы Линч расставил сцены именно в таком порядке, всё было бы яснее некуда.

Главная проблема в том, что все, кто пытается разгадать смысл "Малхолланд-Драйва", слишком сильно цепляются за имена и названия. Я же в который раз убеждаюсь, что эти атрибуты для Линча лишь средства напустить тумана, и запутать зрителей по максимуму. Дэвид Линч орудует самыми простыми образами, которые знакомы всем и сидят в глубинах психики на уровне первобытных инстинктов, они называются архетипами. И к пониманию его работ следует подходить с точки зрения такого архетипического анализа. Я взял только образы, которые можно описать по их признакам, отбросив всю шелуху в виде имён, названий и соотнесения моментов действий. Грубо говоря, чтобы вы понимали мою логику, приведу несколько примеров: в фильме есть героини Дайана, Бетти и некая девушка Камилла, которую режиссёр Кэшер не желает брать на главную роль. Я объединяю всех этих персонажей в одного, поскольку только у них в фильме имеется ярко выраженная линия актёрской карьеры, причём лвух из них играет одна и та же красотка Аноми Уоттс. Помните, я просил вас запомнить момент с престижным танцевальным конкурсом "Jitterbug"? В начале в кадре появляется Бетти с стариком и старухой на фоне конкурса, и никто не спорит, что это она. Затем во второй части фильма появляется Дайана и говорит, что выиграла престижный танцевальный конкурс "Jitterbug", что напрямую доказывает, что это две версии Вселенной, но с одной и той же героиней Наоми Уоттс. Хорошо, что я стал писать обзор после выхода третьего сезона Твин Пикса, где такой ход уже сделан. Ведь там вдруг Купера начинают звать Ричардом, но он остаётся при этом Купером. Прямее уже некуда!

Затем Рита и Камилла (не та, которую не хочет брать на роль Кэшер, а как раз его протеже в мире киноискусства Голливуда) - это тоже одно лицо, только в разные моменты времени, и её также играет одна и та же красавица Лаура Елена Харринг. И так далее...

Тут мне можно возразить, что на прослушивании режиссёр отказал не Дайане, а Камилле. Но ведь нам не показали, кто был на фото в портфолио. И опять же, если это сама Камилла, то почему он отказывается брать на роль свою подружку? Линч просто запутывает нас именами, как делал это не раз.

И теперь я могу перейти к своему объяснению сути фильма "Малхолланд-Драйв":

Суть фильма в двух словах:

Дайана выигрывает "Jitterbug", приезжает в Лос-Анджелес, мечтая стать большой звездой экрана, (об этом же говорит Бетти в начале фильма). Тут она знакомится с Камиллой, и у них завязываются отношения. Однако дела у начинающей актрисы идут так себе, потому что режиссёры не хотят давать ей роли. Затем ко всему её ещё и бросает Камилла, уходя к популярном режиссёру Кэшеру. От ревности и уныния Дайана нанимает киллера, который должен убить Камиллу, но что-то идёт не так и Камилла выживает. Дайана же от чувства вины кончает с собой. Однако такая удручающая история не нравится высшим силам, представленным в фильме мистером Роком и его друзьями. Они вмешиваются в процесс, и начинают менять реальность. Тут мы вновь подходим к регулярно используемой Линчем теории ветвящейся Вселенной, полётам в прошлое и круговороту времён.

Для начала перезапускается жизнь Дайаны, но, поскольку прошлая ветвь Вселенной ещё существует, здесь её зовут Бетти. Она приезжает в Голливуд как раз в нужный момент, чтобы встретить выжившую Риту (здесь ветви Вселенной пересекаются в том месте, где у Дайаны было прошлое, её приезд в Голливуд, а у Риты настоящее, то есть амнезия после истории на Малхолланд-Драйв.). Бетти помогает ей выяснить, кто она на самом деле.

Теперь надо изменить прошлое, приведшее к такому результату.

В прошлой ветви Вселенной режиссёру, который не хотел брать на роль Дайану, объясняют, что он не прав. Ведь он же не знал, к каким последствиям всё это может привести. На него давят, и он даёт Дайане заветную роль. Ещё раз повторю, пусть вас не смущают разные имена у героинь, как я уже говорил, это не столько важно. Наличие конкретных типажей, несущих набор уникальных черт, позволяет утверждать, что девушка с кинопроб это Дайана, ибо она копирует судьбу девушки из второй части фильма.

Сцена в кафе, монстр за рестораном, старик со старухой, появляющиеся из коробочки - это образы чувства вины и зла, пришедших в мир из-за разбитых надежд и мечтаний юной покорительницы Голливуда. Понятно, что мистер Рок (выступающий здесь в той же роли, что Анубис в третьем сезоне "Королевства", где сюжет написал Стивен Кинг, или Таинственный Человек из "Шоссе в никуда", исправителем зла в прошлом) не мог с этим смириться и начал действовать. Что же он хотел остановить? Мистер Рок хочет остановить развитие этой ветви Вселенной, где всё идёт не так, как он хотел. Начинает создаваться новая ветвь Вселенной, где история Дайаны будет исправлена.

Попав в клуб "Силенсио" девушки получают коробочку, которая вместе с синим ключом становятся точкой бифуркации, с которой начинает отсчёт новая Вселенная. Их ветвь Вселенной отпадает, и начинается другая ветвь Вселенной.

Но что же произошло в прошлом, что стало той самой точкой бифуркации? А очень просто. Режиссёр сказал сакраментальное "Эта девушка!", утвердив Дайану на заветную роль. Теперь у неё жизнь налаживается, она заслуженно становится успешной актрисой, ведь режиссёр, мешавший ей жить своим самодурством, был вынужден дать ей роль. Вероятно, и с Камиллой у него ничего не выйдет, раз он отдал роль Дайане, а, значит, их отношения с Дайаной вполне вероятны.

В имеющейся теперь ветви Вселенной, где у Дайаны всё хорошо, не может быть Риты, ведь в прошлом ничего на шоссе "Малхолланд-Драйв" не происходило, и, соответственно, Рита не могла попасть в дом к Дайане...

Соответственно, мы не знаем, как дальше будет развиваться её жизнь, но она точно не станет впадать в депрессию и никого заказывать киллерам. Таким образом, аннулируется ветвь Вселенной, в которой имелась неудачная карьера Дайаны, разрыв отношений с Камиллой и заказ последней киллеру. В "Силенсио" девушки понимают, что их ветвь Вселенной завершается, но, если Бетти ощущает, что новая ветка для неё является спасением, что ей дали второй шанс и теперь всё наладится, то Рита не понимает, что вообще происходит, и начинает паниковать.

Последние кадры показывают нам, что у героинь всё сложилось самым удачным образом. Они свысока смотрят на Лос-Анджелес, как королевы, и они снова вместе. Если бы Линч поставил фоном в этих кадрах песню БГ "Время любви пришло", то все бы сразу поняли, что это хэппи энд. Но Линч это Линч и он в своём репертуаре...

То есть здесь мы опять видим стремление Линча исправить зло, имевшееся в прошлом, эта сакральная идея красной нитью проходит через все его произведения. Не устаю повторять, что Линч страстно желает исправить нечто в своём прошлом, и это стремление выливается в регулярное повторение одного и того же сценария с ветвящейся Вселенной, когда люди совершили ошибки, но высшие силы в лице каких-то конкретных персонажей, вмешались и всё исправили, отбросив негативные ветви Вселенной, и заменив их на позитивные, положительные и правильные.

Эта история повторяется в работах мастера из раза в раз, начиная с "Шоссе в никуда" и наиболее ярко проявляясь во "Внутренней империи", кстати, объяснение этого фильма у меня тоже имеется, надо бы написать...

Впрочем, ещё сюжет "Малхолланд-Драйв" наталкивает на дополнительные гуманистические мысли, в частности о том, что частная придурь какого-то человека (В данном случае режиссёра-самодура Адама Кэшера, которого я лично полагаю главным антагонистом фильма) может так сильно нарушить баланс, что приводит к негативным последствиям для множества людей. В сюжете Линча же эту придурь пресекли и вернули жизнь героинь Дайаны и Камиллы в прежнее, счастливое русло, и я очень рад, что Линч сделал всё именно так, разделяю его стремление к позитиву.

А ещё хочу добавить, что чудовище за кафе "Винкис" на самом деле играет очень красивая женщина Бонни Ааронс, просто её так загримировали, что все решили, что это какой-то монстр. Погуглите её фотки без грима, и вы убедитесь в этом сами.
Моя новая книга здесь, заходите почитать!

суть фильма Малхолланд-Драйв, Малхолланд-Драйв, дэвид, линч, дэвид линч, разгадка фильма Малхолланд-Драйв, в чём смысл Малхолланд-Драйв

Previous post Next post
Up