Приветствую всех!
В прошлых выпусках проекта мы уже рассмотрели множество наиболее известных крипипаст и коснулись целого направления стиля хоррор. Сегодня я собираюсь рассказать вам ещё об одном огромном пласте крипи культуры, причём это направление настолько обширное, что проникло практически во все другие отрасли искусства.
Речь сегодня пойдёт о клоунах, и не просто о клоунах, а о злобных колунах. Клоуны всюду, в кино, в играх, в музыке. Причём клоун это единственный персонаж крипи, который существует и отлично себя чувствует в других жанрах. В частности клоуны присутствуют в боевиках, в триллерах, в комедиях, само собой, ведь всё-таки они смешные ребята, и даже в лирических мелодрамах. Достаточно вспомнить Джокера из Бэтмэна. Хотя и Пугало присутствовало в Бэтмэне, но всё же массе никто не сравнится с клоунами по частоте использования...
Всё дело тут в уникальности образа, ведь клоун изначально тот, кто веселит, может быть и пугающим персонажем. Именно из-за столь широкого спектра применения, если так можно выразиться, клоуны снискали себе такую славу.
Давайте разберёмся для начала, откуда вообще пошли клоуны и зачем они красят свои лица.
Изначально клоуны - это уличные актёры, арлекины, которые устраивали весёлые и не очень весёлые представления на улицах средневековых городов. В те времена не было ни то что телевизора, но даже профессиональные театры являлись роскошью, которую простолюдины себе позволить не могли.
Единственным развлечением являлись уличные представления. Чтобы увеселить толпу актёры наряжались в яркие костюмы, надевали специальные головные уборы с бубенчиками, эдакие примитивные визуальные эффекты. Всё это выглядело необычно, контрастировало с привычными для обывателей, серыми нарядами и вызывало интерес, забавляло толпу. Толпа же кидала комедиантам гроши, на то они и жили.
Прародителей клоунов, шутов называли в частности паяцами, это итальянское слово дословно переводится как "мешок соломы", и происходит от соответствующего наряда шута. Тут мы чувствуем некоторую ассоциацию с пугалом из прошлой части проекта...
Так вот, уличные актёры, комедианты, паяцы, представители так называемого ярморочного театра, выступали без каких-либо вспомогательных технических средств. В их распоряжении были лишь нехитрая сцена в лучшем случае и собственная выдумка. Однако они являлись актёрами, и должны были создавать на сцене более-менее убедительные образы. Как же можно донести до зрителя эмоции персонажей, их характеры? Тут-то на помощь и пришёл грим. Во-первых, грим позволял нарисовать нужную эмоцию или отразить характер персонажа, во-вторых, такие яркие черты лица были видны всем даже с отдалённого расстояния и даже та публика, которая оказывалась далеко от сцены, могла понять, что происходит по сюжету.
Сейчас, к слову сказать, этим приёмом тоже пользуются и не только клоуны в цирках. Глаза и брови подводят, губы красят даже рок-музыканты, чтобы из дальнего конца зала зрителям было их лучше видно. Можно вспомнить, например, знаменитый грим Виктора Цоя, который он накладывал перед выступлениями на больших концертных площадках.
Но вернёмся к площадному театру древности. В Италии у уличных актёров были строго устоявшиеся персонажи, которые кочевали из пьесы в пьесу из сценки в сценку. В частности всем хорошо известны по "Приключениям Буратино" такие герои как Арлекин и Пьеро. Арлекин - энергичный и весёлый герой, Пьеро - наоборот, образ грустного персонажа. Типажи были удобны, их знали все и разыгрывать сценки с ними было проще, чем сочинять каких-то новых персонажей, и каждый раз заново объяснять зрителям их взаимодействия и так далее.
И здесь также грим помогал зрителю быстро идентифицировать, кто показался на сцене, весёлый персонаж или грустный, энергичный или подавленный.
Спустя годы, когда такие актёры стали работать на профессиональном уровне, в цирке, например, их стали называть клоунами.
Вроде бы страшного в них ничего нет, так почему же так любят эксплуатировать тему клоунов в фильмах ужасов и крипипасте?
Как полагают психологи коулрофобия - боязнь клоунов, одна из немногих фобий, созданная массовой культурой. С некоторых пор в книгах и кинофильмах авторы стали эксплуатировать злых и страшных клоунов. И это понятно, у клоуна как бы нет лица, он скрывает свои эмоции, никогда не знаешь, что у замаскированного паяца на самом деле на уме. Фальшивая улыбка, при этом чудовищно выкаченные глаза, словно вылезающие из орбит, что смотрится на самом деле довольно жутковато. Кроме того, как утверждал ещё Альфред Хичкок, людей больше всего пугают самые обычные вещи, те предметы, которые часто попадаются на глаза. Клоуны стали частыми персонажами фильмов ужасов. Сам жанр фильмов ужасов пришёл из США, где очень распространены цирки и, соответственно, колуны, поэтому дети, насмотревшись ужастиков, начинают бояться ряженых на праздничных карнавалах и ярмарках.
Не буду перечислять все произведения, которые содержат в себе клоунов, количество их как профессиональных так и фанатских просто немыслимо и для одного перечисления всех подобных крипи стори потребуется создавать отдельный проект в триста серий. Напомню лишь, что даже знаменитая группа Кисс в своё время выпустила альбом Psycho Circus, с пугающей рожей страшного клоуна на обложке.
А теперь займёмся тем, для чего мы здесь собрались, попробуем найти истоки не самой фобии, а именно страшных клоунов в произведениях искусства и массовой культуре.
ПРУВ:
Многие ошибочно полагают, что автором самого первого страшного колуна является писатель Стивен Кинг, а прародителем этого пугающего персонажа чудовище из книги "Оно", но это совершенно не так. Первым, кто написал произведение с прототипом страшного клоуна на самом деле был знаменитый американский писатель Эдгар Аллан По. Кстати, если вы увлекаетесь крипи, но не знакомы с творчеством Эдгара По, то советую вам непременно с ним ознакомиться. Однако предупреждаю, чтиво это весьма пугающее и может подавляюще воздействовать на психику, трезво соотносите свои желания и возможности.
Итак, Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года, в городе Бостоне Соединённых Штатов Америки, а умер 7 октября 1849 года, в городе Балтиморе. Трудно переоценить значение того вклада в культуру в целом и в литературу в частности, который сделал Эдгар По. Можно утверждать, что он является родоначальником всего жанра современного детективного романа в том виде, в каком мы к нему уже привыкли. Также он фактически дал старт развитию жанра научной фантастики и вообще мистицизму в массовой культуре.
Кстати, если кто не знает, знаменитый фильм "Ворон" по не менее известной серии комиксов, в котором главную роль музыканта и рок-звезды Эрика Дрейвена сыграл сын Брюса Ли Брэндон Ли, является отсылкой к одноимённому печальному стихотворению Эдгара По.
По был известным и популярным писателем, ныне он зарабатывал бы миллионы, но в то время он жил крайне бедно. И даже в забегаловках расплачивался подчас расписками. Владельцы заведений знали о нужде По и требовали за грошовые заказы непременно писать долговые расписки, не веря По на слова. А когда писатель умер эти расписки ушли на аукционе с молотка за огромные деньги, вот такая невесёлая усмешка судьбы.
Но вернёмся к истокам коулрофобии. Настоящим прототипом злобного клоуна был персонаж романа Эдгара По "Прыг-Скок", в других переводах: "Лягушонок" или "Гоп-Фрог". В оригинале звучит как: Hop-Frog; Or, the Eight Chained Ourangoutangs - "Прыг-скок, или Восемь скованных орангутангов". Это жуткое произведение было впервые опубликовано ещё аж 17 марта 1849 г. в бостонской газете "The Flag of Our Union".
В истории рассказывалось как в стародавние времена некий генерал подарил одному королю карлика-шута по прозвищу Лягушонок и подневольную девушку по имени Пушинка (или Трипетта).
Однажды король с вельможами задумали бал-маскарад и поручили шуту Лягушонку всё устроить. Шут справился на отлично, но зажравшимся вельможам хотелось чего-то особенного и особенно запоминающегося.
Чтобы удовлетворить желания развлечений король принялся насильно поить шута вином, зная при этом, что тому становится дурно от спиртного. Девушка попыталась заступиться за несчастного Лягушонка, но король ударил Пушинку (Трипетту), и выплеснул оставшееся вино ей в лицо.
Шут затаил обиду и вскоре разработал план мести. Он рассказал королю, что придумал замечательную забаву для карнавала. По задумке шута король с вельможами должны были нарядиться орангутангами, для чего вымазаться дёгтем и обваляться в пеньке (волокно, из которого плели бечёвку). После приготовлений шут связал короля и вельмож цепью и дал знак. "Восемь скованных орангутангов" ворвались в зал посреди пира и принялись пугать гостей. Когда они оказались в центре залы под люстрой, Лягушонок исполнил свою месть, он привязал цепь к люстре и факелом поджёг тирана и его вырядившуюся свиту. После этого он сказал: "Что до меня, я всего-навсего Прыг-Скок, шут - и это моя последняя шутка", а затем скрылся в люке в потолке...
Предполагают, что Пушинка (Трипетта), ожидавшая его на крыше, была сообщницей своего друга в его огненном мщении, и что им вместе удалось бежать к себе на родину, ибо их более не видели.
Именно Лягушонок, шут Прыг-Скок при дворе безымянного короля из рассказа Эдгара По и есть тот самый первый страшный клоун. Мало того, первый клоун убийца, убивший короля и его министров. Но, как и всегда у гениального Эдгара Аллана По, этот персонаж отомстил негодяям за несправедливость, ибо автор настолько точно расставлял акценты, что лучше, наверное, просто невозможно.
А вот теперь я открою вам ещё одну тайну: задолго до того, как По написал "Прыг-скок, или Восемь скованных орангутангов" подобные события происходили на самом деле, они-то и легли в основу жуткого рассказа мастера...
Эта история называется "Бал объятых пламенем". 28 января 1393 года в Париже состоялся бал-маскарад, на котором по невнимательности едва не погиб король Карл VI и заживо сгорели несколько его придворных. Этот случай пошатнул и без того слабую психику короля и как утверждают летописцы, впоследствии король сошёл с ума. Именно поэтому его ещё называют Карл VI Безумный.
Бал давала королева Изабелла Баварская по поводу свадьбы своей фрейлины Катерины де Фатоврен. Согласно древнему обычаю, во время празднования свадьбы вдовы, повторно выходящей замуж, коей и являлась фрейлина Фатоврен, устраивали так называемый "Шаривари", бал с громким шумом, игрой на кастрюлях, фривольными танцами и прочим ребячеством. Сам король явился на бал в сопровождении вельмож в костюмах "диких людей", нарядах обмазанных воском и облепленных растрёпанной бечёвкой, изображающей шерсть. Не нужно пояснять, что всё это добро превосходно горит... Кроме того персонажи кроме самого короля были скованы цепью. Никто, даже родная тётка короля не смогли распознать, кто же скрывается под маскарадом.
Брат короля Людовик Орлеанский попытался рассмотреть "диких людей" тщательнее, поднёс факел к одному из вельмож слишком близко, и костюмы вспыхнули.
Король был спасён лишь благодаря находчивости юной герцогини Беррийской, которая сумела потушить огонь на костюме монарха длинным шлейфом своего платья.
Герцог Орлеанский винил во всём только себя и во искупление воздвиг подле Целестинской церкви Орлеанскую часовню, в которой впоследствии часто молился за души погибших.
Именно так и возник образ злобного клоуна, вернее будет сказать его прототипа - злого шута, пришедший в современность из тёмных глубин средневековья благодаря гению Эдгара По...
И в завершение я хочу рассказать вам ещё одну историю с мистическим оттенком...
В "Книге о Жизни" и заметке "Эдгар По" Константина Паустовского есть упоминание одной истории, связанной с Эдгаром По...
Несмотря на известность По был крайне беден, последние годы он доживал в крайней нищете в крохотном домике, где почти ничего не было. Его молодая жена и любовь всей жизни Вирджиния умерла от чахотки в возрасте 24 лет. Дальше процитирую отрывок из Паустовского: "В январе 1847 года Виргиния умерла в пустом деревенском доме - все было продано. Она умерла на полу, на охапке чистой соломы, застланной белоснежной простыней, умерла, укрытая старым рваным пальто Эдгара По". При жизни Эдгар самозабвенно любил Вирджинию и ласково звал её именем цветка Троицын Цвет - Тринити.
Стих "Ворон" или "Никогда" "Nevermore" был написал По в память о его горячо любимой рано умершей жене, в нём выразилась вся безысходность будущего и тотальное отчаяние автора, навсегда потерявшего любимую Вирджинию...
Но... Когда писатель и сам умер, его родственники, религиозные люди придерживающиеся крайне строгих правил зачем-то положили на могилу По мощную каменную плиту, как верно заметил гениальный писатель Паустовский, словно пытаясь запечатать писателя, чтобы дух его не выбрался наружу. Впоследствии вместе с ним перезахоронили и его жену. А мощная каменная плита треснула, и скоро в трещине проросли цветы, те самые цветы, которые называются Троицын Цвет...
Удачи всем!
Click to view