мыши-долгоносики и сусликовая разверстка в Ставрополье, 1924

Apr 29, 2016 14:46

Из первого выпуска "Известий Ставропольской Станции защиты растений (Ставрополь-Кавказский, 1925).

Полевые мыши. К осени 1923 г. зарегистрировано 1440 тыс. дес. сильно зараженных мышами площадей. Из них на 630 тыс. десятин (43% площади) прошло успешное затравливание приманками, в качестве действующего вещества - мышьяковистый натр.
Зима 1923 г. сама по себе оказала пагубное действие: наблюдались эпидемические заболевания и сильно размножились хищники. Специальным постановлением Губернского исполнительного комитета было запрещено истребление ласок, хищных птиц и особенно землероек, «известных у местного населения под названием мышей-долгоносиков». В итоге к весне 1924 г. численность мышей достигла нормального уровня и в 1924 г. борьба не велась.

Лучник В.Н. Краткий отчет о деятельности Ставропольской Станции Защиты Растений от вредителей за 1923-1924 гг.(с. 3-4).

Кроме радости от названия "мышей-долгоносики", имеются вопросы: 1) не передохли ли бы мыши сами, без всякого мышьяка, с помощью одних только болезней и долгоносиков? 2) многие ли крестьяне знали о постановлении Губкома о хищниках и сколько из них приняли его всерьез? На второй вопрос, по всей видимости, ответ должен быть далеким от оптимизма в связи информацией из статьи в том же выпуске "Известий" Штейн С. "О работе противочумной лаборатории по обследованию сусликов в Дивинском районе":

«Из расспросов крестьян села Приютинского, стоящего здесь на кочевках выяснилось, что никакой плановой работы в деле борьбы с сусликами, очевидно, не производится; правда, они слыхали, что как будто травят их «газами», но где и как, они не знали. Далее выяснилось, что никакой «сусликовой разверстки» (так называют крестьяне Ставропольского округа постановления о предоставлении каждым едоком по 25 хвостов от сусликов) у них тоже не имеется» (с. 47)

agriculture, 1920е гг., Южная Россия

Previous post Next post
Up