К 280-летию В.И.Баженова

Mar 12, 2017 01:20

Оригинал взят у dmitry_stolz в К 280-летию В.И.Баженова
Посвящается Л.И.Илизаровой
«Ум мой, сердце мое и мое знание, не пощадят ни меня, ни моего здравия» - В.И.Баженов


В.И.Баженов в кругу семьи(картина неизвестного художника)<>

12 марта 2017 года исполняется 280 лет со дня рождения всемирно известного каменных дел мастера Василия Баженова - истинного патриота своего Отечества, восславившего Россию грандиозными проектами Царицына, Пашкова дома, Михайловского замка, готическими церквями и усадьбами. Но по всей нашей необъятной стране разбросаны бесценные и потрясающие до глубины души, но разрушающиеся и гибнущие жемчужины баженовского гения. Многие произведения зодчего безвозвратно утрачены и даже его погребение в Тульской области, в ныне умершей деревне Старое Глазово, вообще долгое время утерянное и восстановленное лишь в 1992 году по инициативе Л.И.Илизаровой - женщины, посвятившей более 30 лет изучению творчества Баженова, пребывает в полном запустении и разрушается. Имя Баженова стоит наравне с Пушкиным, Ломоносовым, Суворовым и Лермонтовым, но тем не менее наследие и память российской гордости предано забвению. Созерцая белоснежный, словно парящий Пашков дом на Боровицкой площади, и прогуливаясь по ухоженным аллеям Царицына, люди и не догадываются о таком ужасе и бесстыдстве неблагодарных потомков.
Родившийся в 1737 году в бедной семье дьячка села Дольского Калужской губернии, позже переехавший еще младенцем в столицу, Василий Иванович с ранних лет отличался тягой к искусству и зодчеству. «…я родился уже художник» - писал он позднее.



Пашков дом(1784). Фото Д.Б.

«Рисовать я учивался на песке на бумаге на стенах и на всяком таком месте где находил за то способ, итак продолжал лет до десяти. Между протчим по зимам из снегу делывал палаты и статуи, что бы и теперь я желал то видеть».



Дом Юшкова(1780-90-е гг.)

В юном возрасте отец отдал Василия в Страстной монастырь, чтобы тот «исправлял пение и чтение церковное», «к чему ни малейшей охоты у меня не бывало, однако повиновался родителю в его воле…Я всех святых из церкви переносил мыслями под переходы на стены и делал их своею компазициею, за что меня заставали и секали часто».



Никольская часовня на Преображенском кладбище(1772?). Фото Д.Б.



Третий Кавалерский корпус в Царицыно(1776-1779). Фото Д.Б.



Владимирская церковь в Быково(1789). Фото Д.Б.

Но идти по стопам отца-пономоря одного из кремлевских соборов талантливый юноша отказался. Пробившись сначала на обучение у российских архитекторов - Ухтомского, Чевакинского, Баженов впоследствии за успехи в учебе уехал в благодатную страну искусств - Италию, где стал профессором Римской, Болонской, Флорентийской и Клементийской академий. «… а мои товарищи, французы молодые у меня крадывали мои прожекты и жадностию их копировали…» - писал он о годах учебы во Франции.



В.И. Баженов. Итальянский пейзаж(Рим,1762-1764)



Колокольня Морского Никольского собора в Петербурге(1755-1758). Фото Д.Б.



Церковь Знамения в усадьбе Вешаловка(1794)



Колокольня и трапезная церкви Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке(1783-1791). Фото Д.Б.

Вдохновленный итальянским Ренессансом, молодой архитектор возвращается на Родину, где до последних дней старался прославить свое Отечество великими дворцами и храмами. Но всю жизнь его потом преследовало трагическое невезение. Провал потрясающего проекта Большого Кремлёвского Дворца и волшебного Царицына из-за своенравного характера Екатерины II отравили жизнь Баженова.



Большой Кремлевский дворец.Реконструкция(1772-1775)



Большой Кремлевский дворец. Фрагмент.



Большой Кремлевский дворец. Фрагмент.



Большой Кремлевский дворец. Фрагмент.



Царицыно в XIX веке.

Он становился жертвой дворцовых интриг, слухов и предательств. На исходе жизни, окрыленный настоящим успехом, Баженов - знаменитый зодчий, вице-президент Академии Художеств, возведен на вершину славы и пользуясь особым покровительством Павла I, не успел осуществить все свои великие проекты. В августе 1799 году от мучавших его болезней он слег и вскорости умер.



Михайловский замок в Петербурге(1797-1800)

За пределами столиц, где бережно хранятся шедевры баженовской архитектуры, гибнут и гниют в запустении многие произведения зодчего и связанные с ним здания. Восстания, стихийные руки войн, гнев тиранов не пощадили гениальных построек Баженова. Многие из них и вовсе утрачены. Среди них можно отметить дом Прозоровского на Большой Полянке (Москва, разобран в 1930-х гг.),церковь Спаса в Глинищах(Москва, снесена в 1931 г.), церковь Георгия на Всполье(Москва, снесена в 1932-1933 гг.), Арсенал в Петербурге(сгорел в 1917 г.), мавзолей князей Барышниковых в Николо-Погорелом (Смоленская обл., утрачен в Великую Отечественную Войну), ворота подмосковной усадьбы Марьинка (утрачены в годы советской власти), павильон «Эрмитаж» в подмосковной усадьбе Быково(утрачен в 1920-е гг.) - двухэтажная постройка с изящными наличниками окон, фризом со скульптурными гирляндами. В «Эрмитаже» имелся музыкальный салон, фисташковая, оливковая, лиловая комнаты, комната-аквариум.



Дом Прозоровского на Большой Полянке (Москва, разобран в 1930-х гг.)



Церковь Спаса в Глинищах(Москва, снесена в 1931 г.)



Церковь Георгия на Всполье(Москва,снесена в 1932-1933 гг.)



Мавзолей князей Барышниковых в Николо-Погорелом (Смоленская обл., утрачен в годы великой Отечественной Войны)



Старый Арсенал в Петербурге(1776, сгорел в 1917)



Павильон "Эрмитаж" в Быково(утрачен в 1920-х гг.)



Ворота усадьбы Марьинка(утрачены в годы советской власти)

Другие памятники баженовской архитектуры разрушаются. Яркие тому примеры - усадьба Семеновское-Отрада под Москвой, в создании которой участвовал великий мастер, разгромлена вандалами. Еще в советское время здесь провели реставрацию по-лужковски, что уничтожило весь исторический внутренний интерьер.


Семеновское-Отрада(фото Д.Б.,2016)



Семеновское-Отрада(фото Д.Б.,2016)



Семеновское-Отрада(фото Д.Б.,2016)



Семеновское-Отрада(фото Д.Б.,2016)



Интерьеры усадьбы Семеновское-Отрада на страницах журнала "Столица и усадьба".

От изящной усадьбы Петровское-Алабино, приписываемой архитектору, остались лишь стены.


Петровское-Алабино(фото 1906 года)



Петровское-Алабино(фото Д.Б.,2016)



Петровское-Алабино(фото Д.Б.,2016)

Казанская церковь в усадьбе Ярополец Чернышевых, ставшая, по предположению Л.И.Илизаровой, прообразом ансамбля церквей на римской площади Пьяцца дель Пополо, когда-то расхищенная и заброшенная, в наше время все-таки начинает восстанавливаться.



Казанская церковь в усадьбе Ярополец (Чернышевых)



Церкви-пропилеи Санта-Мария-деи-Мираколи (1681) и Санта-Мария-ин-Монте-Санто(1679) на римской площади Пьяцца-дель-Пополо.(Арх.Райнальди)

Усадьба Тихвино-Никольское под Рыбинском, один из ранних опытов Василия Ивановича, заброшена. Потенциальные инвесторы - потомки князей, владевших усадьбой, подсчитав, что строительство 4-х километровой дороги к усадьбе будет стоить дороже, чем восстановление самого здания, отказались от этой идеи.


Тихвино-Никольское.Дом.



Тихвино-Никольское.Внутренний интерьер усадьбы.



Тихвино-Никольское.Внутренний интерьер усадьбы.

Изящный павильон-ротонда усадьбы Быково под Москвой, формирующий живописный пейзаж, заброшен.


Беседка-ротонда в Быково.

Церковь Иоанна Предтечи в Белозерске, изуродованная в советское время, лишенная бельведера и превращенная в коптильню, сейчас заброшена.



Церковь Иоанна Предтечи в Белозерске(фото нач.XX века)



Церковь Иоанна Предтечи в Белозерске(наше время)

Храм в селе Дольском, которое в 1737 г. в поисках лучшей покинула чета Баженовых, храм в котором крестили будущего гения, разрушен и скоро совсем рухнет.



Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Дольском

Храм в селе Кардавиль Нижегородской области(1903), построенный потомками зодчего, близ которого находится разоренный фамильный склеп Баженовых (надгробья или разбиты, или похищены), заброшен и разрушен.



Кардавиль. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

И наконец, кульминационным моментом в трагедии баженовского наследия является его погребение. В 1989 г. в журнале «Наше наследие» (№10) была опубликована статья Феликса Разумовского «Несчастный жребий Баженова». Это первая статья, освятившая все пренебрежение к наследию и памяти архитектора. Здесь автор рассказывает о трудной судьбе мастера и несчастной судьбе его наследия. В завещании Баженов писал: «Погребенье сделайте мне простое, то есть без всякой лишней церемонии с трезвым священником в простом виде и где Бог приведет и весьма желаю быть положенным в Глазове». Всю жизнь, строивший роскошные гробницы и мавзолеи, в конце своего пути он пожелал лежать в такой простой и горячо любимой деревне Старое Глазово, где он отдыхал от поражений и предательств.
«Доски, брошенные через ручей, полусгнили. Проселок местами распахан, местами зарос травой. Перед оплывшим валом старого погоста валяются тракторные гусеницы. И по-прежнему нет здесь не то что памятника, но хотя бы простого знака, таблички, где было бы достаточно поместить всего несколько слов: здесь лежит Баженов» - пишет Феликс Разумовский в 1989 году.



Могила Василия Баженова в деревне Старое Глазово(2006,май)

«Полнейшее запустение - в пору юбилея и в том месте, позаботиться о котором должны были в первую очередь члены и руководство Союзов архитекторов, художников, Госкомархитектуры, - все те, кто занял места в президиуме того полного казенной торжественности вечера» - пишет он о праздновании 250-летнего юбилея зодчего.



Могила Василия Баженова в деревне Старое Глазово(2006,май)

«Что тут скажешь? Видно, и после смерти выпал Баженову его «несчастный жребий» - тот самый, что, по словам самого зодчего, «начал гнать с самого возвращения в мое Отечество да видно не иначе хочет, как разорением и лишением последнего, что имею»



Могила Василия Баженова в деревне Старое Глазово(2006,май)

С тяжелым чувством вспоминаешь эти слова близ заброшенной его могилы. Потому что есть жребий и жребий. Природа одного коренится в личности зодчего <…>; природа другого - в нас. Ибо нам достались руины Царицына и села Красного, дома и храмы, фантастические замыслы…А вместе с ними и этот клочок земли близ села Глазово»



Могила Василия Баженова в деревне Старое Глазово(1 июля 2016, фото Д.Б.)

«Судя по завещанию, места эти были чем-то особенно дороги Баженову, какая-то светлая минута его трудной драматичной жизни была с ним связана»



Могила Василия Баженова в деревне Старое Глазово(1 июля 2016, фото Д.Б.)

«С Глазовым связан самый «темный», по¬чти неизвестный нам период жизни Баженова - время, наступившее вслед за роковым посещением Екатериной II строительства Царицынского ансамбля (1785), за которым последовала опала Баженова, разрушение возведенного им дворца. В ту пору его и без того трудная жизнь обернулась полосой сплошных жизненных испытаний, совпавши к тому же с глубоким нравственным кризисом, тяжелым душевным разладом; и кто знает, смог бы устоять зодчий под тяжестью навалившихся обстоятельств (болезни, постоянной угрозы полного разорения и политических репрессий), смог ли бы преодолеть самое жгучее отчаяние, укрепиться духом, не будь у него этого сельского прибежища родного дома, затерянного среди просторов заокских полей.»



Вид от могилы на место исчезнувшей деревни Старое Глазово(1 июля 2016, фото Д.Б.)

«Баженовское Глазово было не богатой, средней руки усадьбой - одной из тех, что во множестве строились тогда на бескрайних просторах России. Зодчий, проектировавший и строивший самые грандиозные ансамбли Европы, жил здесь со своей многочисленной семьей в простом и скромном деревянном доме. Предполагают, что находился он невдалеке от крестьянских дворов, на взгорье и в окружении небольшого парка, спускавшегося от него к берегу речки Апрани. А напротив дома, через речку, некогда запруженную в Глазове, так что перед селом и усадьбой находился большой пруд, напротив дома стояла деревянная Георгиевская церковь в окружении сельского кладбища. Это и был тот самый сельский погост, на который зимой 1799-1800 г. привезли из Петербурга прах зодчего.»



Усадьба Глазово на старой карте.

Весь усадебный комплекс давно исчез, Георгиевская церковь, приход которой в начале XX века был приписан к соседнему селу Жежельне, опустела и впоследствии была разобрана. Когда исчез дом - неизвестно. Лишь остатки старого заросшего парка, по аллеям которого гулял лучший зодчий России, спускаются ныне к речке Апрани(Пранке). Еще в начале прошлого века могила архитектора пришла в запустение, как и все могилы на погосте, окруженным валом XIX века, который и сейчас можно хорошо увидеть весной. В 1992 г. по инициативе упоминаемой Л.И.Илизаровой, энтузиастов г. Жуковского и членов общества охраны памятников архитектуры была восстановлена могила величайшего зодчего.

Лена Ивановна Илизарова внесла огромный вклад в изучение творчества Баженова. Увидев однажды в селе Быково сказочную Владимирскую Церковь, она «неизлечимо заболела» Баженовым. Даже не имея достаточно средств, продав свой земельный участок, она посетила в 1990-х гг. Италию, где исследовала годы жизни Баженова в стране искусств. К сожалению, из всех своих трудов об архитекторе ей удалось издать лишь книгу «О тайнах портретов В.И.Баженова, его семье и потомках», тогда как книга «Баженов и Италия» так и осталась в рукописи. Илизарова начала восстановление церкви в Быково, основала первый в России музей Баженова. До последних дней своей жизни, отягощенная проблемами со здоровьем, она все равно продолжала раскрывать тайны жизни зодчего.



Лена Ивановна Илизарова(1924-2011)

И в наше время результат трудов многих увлеченных людей в заброшенной деревне Глазово разрушается и зарастает травой, как и многие шедевры Баженова, к которым принадлежит храм Архангела Михаила в селе Горки (бывшее Заразы), находящийся в 10 километрах от погребения великого зодчего. Великолепный храм, понесший за XX век значительные утраты - были варварски сломаны колокольня и трапезная, и даже нет фотографий, по которым мы могли бы судить о композиции замечательного храма, заброшен и разрушен.



Храм Архангела Михаила в селе Горки(бывшее Заразы)



Храм Архангела Михаила в селе Горки(бывшее Заразы)



Храм Архангела Михаила в селе Горки(бывшее Заразы)

«О том, что церковь села Заразы сооружена Баженовым, до недавнего времени было неизвестно. Но то, что памятник этот удивительно красив, видел каждый, кто жил или приезжал в село. Видел и... подгонял трактора и комбайны вплотную к его стенам, поломанные детали чинил в алтаре, где поставлен был горн, тиски, валялись запчасти и слесарный инструмент. А тем временем на вечно прекрасном здании, превращенном в мастерскую-времянку, не было никакой кровли, и на вымокших стенах и сводах росла густая трава - как и на могиле великого зодчего...
И до сих пор все еще невдомек нам, что эта трава забвения разрушает самое нашу жизнь, лишая ее не вдруг явившейся на нашей земле красоты, лишая трезвого взгляда на историю, на ее уроки, один из которых сполна оплачен трагедией жизни Баженова»

К 280-летию Василия Ивановича Баженова конечно же пройдут всевозможные выставки, конференции, экскурсии и выступления по служебной надобности , но на них лишь прольется поток ничего не значащих пафосных слов, когда как где-то далеко, в необозримых заокских далях, в чистом поле близ заброшенной деревни Старое Глазово будет несправедливо зарастать травой могила величайшего зодчего России, а в селе Горки, вечно красивое здание храма Архангела Михаила будет покрываться трещинами и гнить от влаги и пренебрежения неблагодарных потомков.

•Димитрий Безверхий, автор статьи - член московской градозащитной организации «Архнадзор».
Previous post Next post
Up