marina_klimkova:
Особенности региональной реставрации: А была ли квалификация у "художников"? Ранее
публиковала статью о том, что такое реставрация, какова ее главная задача, почему реставраторов сравнивают с врачами и как они должны работать, бережно сохраняя авторский замысел. А что порой получается на деле? Неоднократно обращалась к теме реставрации асеевской усадьбы в Тамбове, сравнивая декоративные детали здания до реставрации (их можно увидеть на открытках) и после реставрационных работ. Разница существенная (см., например,
здесь,
здесь и
здесь).
На федеральный памятник - дом Михаила Асеева в Тамбове - истрачено 400 млн рублей, часть которых
безвозвратно исчезли, что не могло не отразиться на качестве реставрации (были выявлены признаки
фиктивных работ). Имеющие отношение к данным работам федеральные чиновники вместе с руководством ООО «Балтстрой» ныне находятся в следственном изоляторе по «делу реставраторов». Однако о реставрационных работах другой асеевской усадьбы, в городе Рассказово близ Тамбова, начавшихся в 2011 году и проходивших параллельно с работами на первой, правоохранительные органы молчат, хотя в обоих случаях реставрацию вело ООО «Балтстрой». На региональный памятник - дом Василия Асеева в Рассказове - тоже пошли немалые средства из федерального бюджета, но контролировать работы в данном случае по закону должны были региональные власти.
Сравним росписи рассказовского дома Асеева до и после реставрации. И опять выводы можно сделать печальные: монументальный памятник живописи ХХ века изменился до неузнаваемости! Об этом будет свидетельствовать любой человек, кто может отличить искусство профессиональное от самодеятельного.
Слева показаны фрагменты росписей после реставрации, справа - вариант рубежа ХХ-XXI веков
Для сравнения использовала современные фотографии Вадима Разумова (
deadokey), которые своими ракурсами идеально совпали с ракурсами на снимках рубежа ХХ-XXI веков.
Здесь и далее в цвете даны росписи после реставрации, в черно-белом варианте - рубежа ХХ - XXI веков
Получая художественное образование, живописец приобретает знания законов перспективы, анатомии, композиции, что всегда присутствует в его работах. Василий Асеев - богач-фабрикант не пожалел денег для росписи интерьеров своего дома, пригласив хорошего художника, а вот реставрация росписей была сделана самоучкой. В новом исполнении знание перспективы, анатомии и композиции отсутствуют. Отсутствует и чувство цвета (сравнить варианты можно на предпоследней иллюстрации). Если в тамбовский дом Асеева, имеющий федеральный статус, местных чиновников,
по их свидетельству, "жестко и цинично"не пускали, то рассказовский особняк был полностью в их распоряжении и на контроле.
Слева показаны росписи плафона рубежа ХХ-XXI веков, справа - после реставрации
Рассказовская усадьба Асеевых после ремонта может «переплюнуть» тамбовскую»