Между «метроансамблем мирового значения» и «подземкой» - 2

Jun 10, 2015 23:30

Оригинал взят у archnadzor в Между «метроансамблем мирового значения» и «подземкой» - 2


Продолжение неюбилейных заметок

Наталия Душкина

В период торжественного празднования 80-летия со дня открытия первой линии Московского метрополитена, которое началось рано утром 15 мая 2015 года «парадом поездов» по Кольцевой линии и репортажами о больших новых метростройках, вновь возвращаемся к проблеме сохранения и реставрации одного из самых удивительных подземных интерьерных пространств мира. Эта тема была поднята в первой части этой статьи. В ней речь шла о низком («региональном») охранном статусе «старого» метро 1930-1950-х годов, имеющего мировую славу; о мизерном числе исторических станций, включенных в реестр (всего 12), а также о тех 33-х, которые оказались лишь «выявленными памятниками», но так и «зависли» в этом состоянии с 2007 года. Вновь была обозначена многократно поднимавшаяся тема скоротечной и безвозвратной утраты архитектурно-художественных и технических ценностей в процессе работ в наземных и подземных вестибюлях метро. Вот цитата одного из констатирующих абзацев: «Следует отдать должное - с конструктивной точки зрения на станциях были проведены серьезные работы по укреплению, а некоторые из них выведены из аварийного состояния. Но когда речь идет о «памятниках» мирового уровня, следует понимать разницу между ремонтом, реконструкцией и реставрацией. Поточное продвижение новодельных реплик облицовки, декоративных элементов или светильников, подменяющих собой настоящую реставрацию с ее тщательной вычинкой и докомпоновкой, иначе как разбазариванием ценностей не назовешь».

После публикации статьи, последовательно продвигая необходимость охранительного отношения к выдающемуся московскому метро (а первые громкие акции в этом направлении состоялись уже в начале 1990-х; в 2004 - первый международный круглый стол «Метрополитен как культурное наследие» в рамках московской конференции Heritage at Risk), мэру Москвы С.Собянину было направлено письмо за подписью первых лиц архитектурного руководства страны. В нем вновь просят и настаивают на необходимости «полноценной государственной охраны в рамках Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», что стало бы «реальным подтверждением уникальности московского метрополитена, который в 2015 году будет отмечать свое 80-летие».

Читать полностью на сайте Архнадзора →

под угрозой, вопросы реставрации, метрополитен

Previous post Next post
Up