Святыни подземной столицы

Feb 27, 2014 15:23

Оригинал взят у archnadzor в Святыни подземной столицы


Александр Можаев

Новое язычество как неожиданная угроза памятникам материальной культуры

У смотрительниц советских музеев завсегда была уготовлена для нас, пионеров, стандартная присказка: «Через музей в день проходят сотни посетителей. Вот представь, мальчик, что каждый, как ты, возьмёт и потрогает эту античную статую (этот бивень, эту прялку, это чучело выдры) - что тогда от неё останется?». Я искренне не мог этого себе представить - с какого вдруг бодуна всех сорвет делать одно и то же, хором только гриппом болеют да ура кричат на демонстрациях. Теперь я знаю, что такое бывает.

Традиция массово трогать за нос статую бронзовой пограничной собаки на станции метро «Площадь Революции» возникла давно, но была поначалу исключительно студенческой заморочкой. Можно понять: студенты в массе своей народ темный и безалаберный, про сессию вспоминают за три дня до её окончания, когда остаётся уповать лишь только на чудо. А кого ещё может молить о чуде советский комсомолец - не святых же угодников. Так пускай мистическим покровителем заблудшей комсомолии станет бронзовое животное, чьё полированное рыло загадочно мерцает в полутьме московских подземелий. В общем, поначалу это было скорее забавно.

В последние десять лет паломничество к подземной святыне неожиданно приняло всенародный характер. Проверьте сами: из десяти проходящих по перрону пассажиров метрополитена минимум трое непременно приложатся к идолам, и если кто-то делает это мимоходом и в шутку, то многие проявляют искренне религиозное рвение. В часы пик частота утирания каждого собачьего носа достигает 20-30 подходов в минуту, выстраивается очередь. К собакам (их на станции четыре) в качестве объектов культа добавились колхозные петухи и флажки матроса-сигнальщика.

Читать полностью на сайте Архнадзора →

под угрозой, метрополитен

Previous post Next post
Up