Оригинал взят у
archnadzor в
Ренессанс местного масштаба
Текст: Федор Бартенев
Фото: Юлия Гребенникова
В прохладные монотонные осенние дни, в транспортной суете, в череде расчетливых действий и круговороте "деньги-товар-денег нет", город соскучился по таким событиям. Полчаса до стандартного 6-часового офисного гонга, Покровка постепенно набирает "обороты" пешеходов и машин, люди в десятитысячный раз спешат совершить приобретенный, как рефлекс, ритуал. Но напротив дома №1 привычная картина дает сбой - скопление людей, почему-то не участвующих в этом будничном забеге. Интерес, улыбки. Рассматривают витрину. Множество камер, микрофонов. Кто-то без остановки дает интервью. И вот, из булочной, что уже лет как 100 с лишком обжилась в этом доме с прекрасным фасадом XVIII века, вопреки монументальным заявлениям мэра Собянина о тысячах ремонтируемых домов остающимся в плачевном состоянии, появляются музыканты. Струнные, духовые сливаются в беззаботную городскую музыку. Под нее же из дверей выносят сладкие и веселящие угощения. Людей все больше, места не хватает. Пассажиры замедляющих до нуля ход троллейбусов становятся невольными свидетелями торжественного открытия. "А что здесь такое?", "Что за праздник?" - событие, как маленькая воронка, втягивает в себя все новых прохожих. Вот, снимают ширму и ву-а-ля: собравшимся приоткрывается сама мадам История.
Множественное наслоение надписей, сделанных с 1920-х по 50-е годы на дореволюционной немецкой керамической плитке, выложенной мастерской Артура Перкса, было найдено при демонтаже с фасада здания старых коробов вывески позднесоветского периода. Рядом - очертания также дореволюционного жестяного кренделя, который будет восстановлен и вывешен позже. Работа была сделана исключительно и полностью на деньги граждан, собранные через интернет, а восстановлением занимался профессиональный реставратор Егор Сизов. Кроме того, была расчищена и сама плитка эпохи модерна, и деревянная витрина кондитерской. От идеи до реализации незаметно пролетело около года. Особо следует отметить щедрое материальное пожертвование московского предпринимателя, без которого восстановление могло и не состояться.
Но не только вывеска стала событием. Еще в меню - целая экспозиция в витрине, сделанная по задумке, под руководством и при непосредственном участии москвоведа, преподавателя истории Валентина Карелина (это он перед открытием безостановочно интервьюировался многочисленными корреспондентами) в соавторстве с художником Валерием Риваном. Старые вещи с Покровки - в прямом смысле "окна в прошлое", вносящие толику атмосферы ушедших лет, которой так не хватает Москве в наши дни, когда культурное наследие города по-прежнему оголтело уничтожается, опровергая самохвалебную браваду властей в СМИ. Подготовить эту мини-выставку помогала стихийная команда добровольцев, большинство из которых - архнадзоровцы.
После торжественного открытия и поедания первых кексов, праздник тем временем продолжился выступлением группы “Шипр" и появлением самовара, щепа для которого была накануне нарублена там же, прямо у витрины.
Да и история самой булочной в доме № 1 - это пример традиции и любви людей к своему делу. С 1958-го года и по сей день здесь работает Валентина Павловна Замятина, начав продавцом и став впоследствии директором, она почти всю жизнь посвятила этому месту (
интервью с Валентиной Павловной в газете "Московские новости"), а в настоящий момент кондитерской управляет ее дочь - Елена Андреевна. Подобные истории в городе если и есть, то единицы. Пример столь редкий для сегодняшней России, пораженной вирусом временщичества: "пришел - напилил-свалил". Может быть, именно поэтому на открытие не приехало ни одно официальное лицо из тех, что под камеры так радеют об облике Москвы.
Завершилась уличная часть торжеств фейерверком, и хотя на Покровке, несмотря на вечерние часы уже явно потеплело, гости переместились внутрь распивать чай и угощаться испеченным яблочным пирогом.
Напоследок, маленькая ложка дегтя. Возвращенная к жизни вывеска юридически никак не защищена. Она может быть повреждена или уничтожена при работах на фасаде здания, начатых, например, по некомпетентному указанию чиновников. Поэтому важно, чтобы городская администрация все-таки проявила внимание к подобным общественным инициативам.
* * *
Комментарии координатора "Архнадзора" Александра Можаева для прессы:
«Московские Новости»- Конечная цель проделанной нами работы не только в реставрации вывески, но и в привлечении внимания к проблеме сохранения исторического облика Москвы. Аналогичных старинных надписей очень много, и они, как ничто другое, передают дух эпохи. Деньги на реставрацию вывески на Покровке мы собирали через интернет. Кроме того, в самой «Булочной» стояла копилка для пожертвований. Мы очень благодарны обычным горожанам, в чьей помощи не сомневались. Очень хотелось бы, чтобы московские чиновники тоже принимали в этом участие.
Приятным сюрпризом для нас стала поддержка малого бизнеса в лице одного предпринимателя, который пришел и сделал щедрое пожертвование. У него где-то на Покровке свой офис. В случае с аптечной вывеской на Бронной такого не было. В общей сложности на реставрацию ушло порядка 200 тыс. руб. Восстановление декоративной плитки обошлось нам бесплатно, за что огромное спасибо керамической мастерской. В витрине «Булочной» расположилась небольшая экспозиция из обломков близлежащих зданий, которую мы планируем обновлять каждые две недели. Это своего рода музей истории и архитектуры Покровки.
«The Village» - Восстановленных исторических вывесок в Москве очень немного. Это обычная практика для старого европейского города, а у нас по ряду сложных причин такой практики нет. Штук пять вывесок восстановили в Москве за последние годы, но среди них не было ранней советской тематики. Здесь же мы нашли слои 1920−1940-х.
Технически было сложнее восстанавливать эту вывеску, чем аптечную: там всё-таки краска была на штукатурке, а здесь - на плитке, поэтому повредить её было проще. Как выяснилось, булочная на этом месте существует с 1911 года - одна из самых старых в Москве. Под советским пластиковым коробом рабочие увидели наслоение старых надписей - яркое, красивое, но совершенно не читаемое. Можно было, конечно, оставить и так, но вряд ли прохожие бы поняли. Реставратор Егор Сизов принял решение вернуть вывеске её предназначение, при этом сохранив слои разного времени. Основных слоя стало два, тем не менее за ними виднеются ещё слои, поэтому вывеску можно долго разглядывать. Нашли ещё какие-то шестерёнки на фасаде - до булочной здесь явно было что-то другое, возможно, какой-нибудь потребсоюз, краеведы ещё разбираются. Во время работ мы также нашли гвоздики, к которым крепился жестяной крендель на фасаде. К весне восстановим и его.
Казалось бы, просто булочная, а под своей вывеской все эти годы она скрывала столько интересного. Мы не знаем, сколько всего таких вывесок сохранилось, но уверены, что немало. Наверняка где-то под слоями краски и под рекламными конструкциями спрятано ещё много подобных вещей, поэтому мы сейчас предлагаем властям программу восстановления исторических вывесок.