Метродворцы и их былая роскошь

Mar 24, 2013 14:10

На этой неделе презентовали новые билеты для общественного транспорта - теперь они будут разноцветные, стоимость одной поездки 28 рублей сохранится только для тех, кто будет пользоваться - электронным кошельком. Введут эту карту не ранее апреля. Стоит вспомнить бурные дебаты, когда в начале февраля стало известно, что Метрополитен на проведение рекламной кампании по продвижению новых билетов запланировал потратить 180 миллионов рублей.

Эксперты полагают, что Метрополитену нужно заниматься не столько продвижением разноцветных билетов, сколько всерьез позаботится об облике исторических станций, которые когда-то гордо называли подземными дворцами.


"Вот это подлинная вся часть и материал - это мрамор, а потом мы переходим и видим, что все заново сделанные конструкции - уже не мрамор", - говорит эксперт.

Вместо мрамора - пластик, несущие полуколонны на саморезах - не больше, чем бутафория. Это кассовый вестибюль станции метро "Курская", где реставрацию подменили реконструкцией. Наталья Душкина - потомственный архитектор, чей дед спроектировал не одну станцию столичной подземки.

"К этому явлению можно относиться по разному - это и вопрос социалистического реализма, и огромного скульптурного убранства, которое есть, и такой своеобразный китч на многих станциях существует. Но то, что это знак эпохи, это дух эпохи, это та среда, в которой жили поколения людей в этой стране, при том, что это государство, которое ныне не существует", - комментирует Наталья Душкина, архитектор, историк архитектуры и градостроительство.

Несколько лет назад должность главного архитектора Метрополитена была упразднена. Сейчас за всеми работами должно следить Москомнаследие, но даже если станция является объектом охраны, что именно охраняют - не прописано в документах.

"На это выделяются большие деньги, при том большая часть работ не согласовывается с органами охраны наследия", - продолжает Наталья Душкина, архитектор, историк архитектуры и градостроительство.

Это станция "Новослободская". Главная достопримечательность - витражи из Рижского стекла, сделанные по рисункам знаменитого советского художника Корина. Несколько лет назад их заменили.

"Были демонтированы все витражи с целью реставрации. При этом ушло очень много подлинного, ценнейшего, рижского стекла ", - продолжает архитектор.

Вместо него - поставили обычное. Но теперь витражи - будто изъедены оспой. Из-за электростатического поля - пыль и грязь стали налипать изнутри.

Почти на всех станциях метаморфозы приключились и с одной из важнейших частей - наклонным ходом. Эскалаторные подъемники - холодный блеск металла в стиле хай-тек - резкий контраст с оригинальными деревянными панелями.

"Все большие смысловые, композиционные, стилистические элементы, задуманные архитектором, они просто исчезли в одночасье здесь, и так на всех станциях", - объясняет Наталья Душкина.

Экспериментируют и со светом, который тоже часть архитектурного замысла. Лампы накаливания повсеместно меняют на энергосберегающие, что сразу меняет внешний вид станций.

Ещё одна проблема, без решения которой любые реставрационные работы будут бессмысленны. Грунтовые воды. На одном из переходов водоотводные трубы уже не справляются со своей задачей. Размыты потолки, мраморные колонны под воздействием влаги меняют свой цвет.

"На многих станциях мы видим обилие горизонтальных трещин, это говорит о том, что вся система полностью начинает осаживаться вниз вместе с грунтами", - говорит Наталья Душкина.

Десятки лет - горожане называли станции метро - подземными дворцами. Изменения, которые происходят сейчас - для многих пассажиров незаметны. Метро всё чаще воспринимают не как архитектурный феномен, а как обычный транспортный объект.

Олег Тонконог
Вести Москва, 24.03.2013

гидрогеология, утраченное, под угрозой, метрополитен

Previous post Next post
Up