РЖД и Мосгорнаследие перебирают варианты разборки объекта культурного наследия
© Павел Чусовитин
19 сентября мы пригласили журналистов в МУАР, чтобы рассказать о том, что ждет спасенное год назад от сноса Круговое депо Николаевской железной дороги в Москве (арх. К.Тон, сер. XIXв. ).
Поводов было два. И оба тревожные.
На сайте «РЖД-ТВ» вышел спецрепортаж «Паровозный сарай», в котором в течение 11 минут говорится о том, что Депо, конечно, памятник, но мешает развитию железных дорог. То есть и в буквальном, и в переносном смысле - Депо встало на пути РЖД. В этом же ролике чиновник ведомства, указанный в титрах как Владимир Волков, начальник группы заказчика ДКРС-Москва, заявляет, что существуют проработанные с Мосгорнаследием варианты перестройки Депо и что разумным является «вынесение депо с его разборкой и последующим монтажом на монолитный стилобат, который позволит защитить его от вибраций». Такой тезис не мог случайно появиться в сюжете ведомственной телекомпании. Очевидно, это то, к чему склоняются чиновники.
Чуть раньше четыре варианта дальнейшей судьбы Депо (и водонапорной башни, она - часть ансамбля) были представлены на заседании рабочей группы Градостроительной комиссии Правительства Москвы (14 сентября). Они назывались предпроектными предложениями «по воссозданию с реставрацией и приспособлением к современному использованию объекта культурного наследия».
Как отметил на пресс-клубе член комиссии, координатор Архнадзора Константин Михайлов, слово "воссоздание", при том что Депо прекрасно сохранилось, сразу выдает намерения проектировщика (компания "МВ-Проект") и заказчика. И хотя на комиссии неоднократно уверяли, что со зданием все будет в порядке и его сохранят, появившийся ролик РЖД-ТВ говорит об обратном.
Первый вариант «воссоздания-реставрации-приспособления» предполагает «обрезание» боковой части памятника, то есть его частичный снос.
Второй - идентичен первому, только уничтожается часть в середине памятника.
Третий - подъем Депо и водонапорной башни на стилобат в 8 метров высотой. Ж/д ветка проходит под Депо.
Четвертый - подъем на стилобат только Депо. Ж/д ветка опять-таки проходит под Депо.
Координатор Архнадзора Юрий Егоров объяснил журналистам, что все 4 проекта идут вразрез с 73-м федеральным законом о культурном наследии и предметом охраны памятника, который Мосгорнаследие утвердило еще год назад. Так, в предмет охраны входят и объемно-пространственные характеристики здания, и материал, из которого оно построено. Между тем, все проекты предполагают новое строительство на памятнике, увеличение объемов. Не говоря уже о неоправданно высоких затратах и технических сложностях разборки и последующего монтажа кирпичного здания.
Наталья Самовер, координатор Архнадзора, обратила внимание на то, что нет проекта, который бы предусматривал просто реставрацию памятника - а ведь это самый недорогой вариант. Требуется только очистить Депо от советских пристроек и воссоздать купол. Все остальные части здания прекрасно сохранились.
Свои подтверждения этому тезису привел инженер-реставратор Сергей Краус, сотрудник «Мастерских Андрея Анисимова». Согласно исследованиям, которые шли все лето, историческая часть Депо (XIX в.) неаварийна, находится в прекрасном инженерном состоянии. Были открыты многочисленные сохранившиеся архитектурные элементы: карнизы, барельефы, парусные своды. Депо К. Тона - одному из старейших в России - может быть возвращен первоначальный облик XIX века. Оно может быть привлекательным для туристов, использоваться как выставочный зал или музей. Для РЖД это не помеха, а уникальный окупаемый актив.
Предложенные же варианты «воссоздания-реконструкции-реставрации» памятника приведут или к сильнейшему искажению его облика, или же - что более вероятно - к сносу с последующим воссозданием в новых материалах. (Такое уже было - с Путевыми казармами на станции Лефортово).
В конце нашего пресс-клуба мы обратили внимание журналистов на еще один неприятный факт. За год ансамбль «Депо и Водонапорная башня» так и не был переведен из выявленных в региональные памятники. Правительством Москвы до сих пор не издан необходимый документ. Хотя еще в конце 2011 г. Мосгорнаследие официально объявило о согласии с соответствующим актом государственной историко-культурной экспертизы.
И вот - очередные проекты «с разборкой и последующим монтажом». Замкнутый круг: поговорят-поговорят о сохранении памятника, а потом из-за ширмы выезжает экскаватор. Мы это проходили шестнадцать тысяч раз.
отчёт подготовила Е. Твардовская