На "Архнадзоре" опубликован подробный рассказ Рустама Рахматуллина о Шталмейстерском незабвеннейшем доме (угол Колымажного и Малого Знаменского переулков, 10/7), одной из самых тяжких потерь лужковского времени. В дополнение обнародую ещё некоторые подробности чисто архитектурного свойства.
Ну и кое-какие картинки касательные его "реставрационного воссоздания".
Это фрагмент заднего фасада 17 века, окошки, поребрик - все как мы любим. Это были фактически трехэтажные палаты (на фото внизу очевидна высота подклета, вероятно изначально он был полноценным нижним этажом). Ниже этого окна читалась древняя дверь, фрагменты венчающего поребрика виднелись также на торцевом фасаде. Главный был слишком капитально перестроен в конце 18 века, чтоб разглядеть на нём что-либо сверх великолепного, по словам специалистов - вполне европейского уровня классицизма.
Вероятно, к перестройке был причастен кто-то из учеников Баженова (хотя Грабарь полагал автором самого Василия Ивановича).
Внутри дома читались остатки прекрасной анфилады (под обвалившейся штукатуркой виднелась карандашная разметка лепных гирлянд), а также арочные проемы 17 века. К сожалению, съемки интерьеров найти пока не удалось. Но зато есть обмеры, любезно предоставленные автором - реставратором 13 мастерской Моспроекта-2 Аллой Филипповой.
Гирлянды были как раз вот в этих угловых полукруглых нишах на лестнице. Как видно, дворец на треть короче, чем на историческом чертеже - южная оконечность была отрублена при строительстве доходного дома по Знаменскому переулку, ещё при царском режиме.
И наконец самое же интересное: настоящие боярские подвалы. В правой части как бы тройня, а в ней как бы сени с выразительными стенными нишами, кстати белокаменными.Плюс интересный излом заднего фасада в этом месте. Казалось, что эта часть должна быть самой древней - и вспомним, что соседнюю церковь Антипия краеведческая молва почитает приходским храмом Малюты Скуратова. Но как увидим ниже, правая половина оказалась, напротив, относительно поздней.
Последнее фото боярского фасада, уже подпертого железными палками, начало 2000х. В правом нижнем углу виднеется заложенная древняя дверь.
Этот железный противоаварийный каркас был поначалу воспринят как знак добрых намерений заказчика. Ну тоесть как: сначала заказчик - некое ОАО «Городской дом», за которым, как позже выяснилось, стоял известный г-н Бендукидзе - обеспечил атмосферу полной секретности на объекте, никакой прессы и наблюдателей. Потом раскатал соседнее строение № 1, доходный дом Мазинга, бывший под охраной как мемориальная квартира художника Купреянова.
В процессе сноса никто не удосужился поставить предписанные согласованием подпорки аварийному Шталмейстерскому (их разделяло метров 20), и он поехал по швам. После этого застройщики три года пытались выправить рассыпающийся памятник при помощи этих самых железок - они прошли сквозь несущие стены, дом был вывешен на них как на вешалку.
А когда они поняли, что для полноценной реставрации потребуется ещё как минимум столько же условных единиц - плюнули и попросили охрану памятников какнибудь этот вопрос разрулить. Был составлен дивный документ, о том, что единственным возможным способом реставрации бесценного памятника является его демонтаж. Ну как бы усыпить больного, лечение которого возможно, но обходится слишком дорого. Роль похоронной команды исполнила мастерская А.Рыжова. Были бессмысленные разговоры о ручной разборке ветхих фрагментов, маркировке кирпича - вот например про кирпич:
Нормальный такой стройбат, большемерный продукт ручной разборки отправился к комунибудь на дачу либо тупо на свалку.
А этот метровый огрызок - все что мастерство реставраторов и щедрость заказчика позволили сохранить над уровнем земли, видимо, чисто во исполнение протокола:
Однако одна там ночная кровавая вылазка летом 2006-го позволила убедиться в сохранности части древних подвалов (хоть на том спасибо). Не Малюта, но вторая половина 17го, клейм не замечено.
Та самая интригующая часть с белокаменными сенями была разобрана - как я понимаю, для строительства въезда в подземный паркинг, и в момент нашего случайного визита как раз строилась заново. И что прекрасно, из под не до конца прилаженных стен виднелись наличники окон 17 века - то есть эта типа тройня была-таки достроена не позже начала 18го.
С паркингом связана ещё одна дико остроумная история. Потомки художника Купреянова жили в квартире, кажется, №4, которая официально числилась квартирой-музеем. Им выдали справку, что они покидают дом чисто на время реставрации. Когда по окончании строительства на месте дома Мазинга появилось вот это полированное чем мы теперь можем любоваться, гражданин Купреянов-потомок попробовал вернутся в свой, уже не столько родной, но всё ещё законный №4. Усатый привратник развел руками: ровно на этом месте теперь находится означенный въезд в парковку, в доме более нет квартиры с таким номером. А на НЕТ и суда нет. Кстати, а лучше сказать в довершение: художник Купреянов является автором вот этого, широко известного краеведческого постера: