Реконструкция "Детского мира" подорожала на 2 миллиарда рублей

Nov 10, 2011 11:29


Общий объем инвестиций в проект реконструкции Центрального "Детского мира" на Лубянской площади в Москве составит 8 миллиардов рублей. Как сообщает РИА Новости, об этом заявил председатель правления компании "Галс-Девелопмент" (занимается реализацией проекта) Сергей Калинин.

Ранее предполагалось, что в реконструкцию здания будет вложено около 6 миллиардов рублей. Увеличение затрат представитель застройщика объяснил возросшим количеством реставрационных работ, а также дополнительными инвестициями на работы по укреплению наружных стен и усилению свай.

Основным владельцем "Детского мира" и девелоперской компании "Галс-Девелопмент" (ранее - "Система-Галс") является банк ВТБ. Согласно проекту реконструкции, внешний облик универмага останется неизменным, при этом внутри он существенно изменится. Общая площадь "Детского мира" после завершения работ увеличится с 57,5 до 74 тысяч квадратных метров (торговая площадь - 34 тысячи "квадратов"). Предполагается, что в магазине появится сеть кафе-закусочных, развлекательный центр, кинотеатр и подземный паркинг.

"Детский мир" закрылся на реконструкцию в июле 2008 года. Первоначально работы планировалось завершить в 2010-2011 годах, затем сроки окончания работ несколько раз переносились. В настоящее время предполагается, что здание откроется в конце 2014 года.

Здание "Детского мира", которое является объектом культурного наследия регионального значения, было построено по проекту архитектора Алексея Душкина в 1953-1957 годах. Проект реконструкции универмага неоднократно критиковали члены общественного движения "Архнадзор". Претензии градозащитников, главным образом, связаны с "полным уничтожением" интерьеров здания.



Интервью координатора общественного движения Архнадзор Натальи Самовер радио Дождь:
"Реконструкция "Детского мира" - спасение или вандализм."

image Click to view



На стройку "Детского мира" на Лубянке впервые за годы реконструкции сегодня пустили журналистов. Знаменитый советский магазин закрыли больше 3 лет назад. Все это время ведутся споры о том, сохранится ли его исторический облик.

В "Детском мире" в том самом зале атриуме, где стояла карусель, гостей встречали с размахом. Перед началом брифинга сыграли дети на скрипках. А чтобы никто не замерз, организаторы даже предусмотрели пледы и обогреватели. Работы по реконструкции "Детского мира" ведет компания "Галс девелопмент", бывшая дочка АФК "Системы", которой теперь владеет ВТБ. На средства банка универмаг и реконструируют.

Сами работы до сих пор вызывают много вопросов. Некоторые общественники и эксперты возмущались варварской, по их мнению, реконструкцией. Ведь еще в 2005 году "Детский мир" признали памятником архитекторы, но охраняемыми посчитали лишь внешние стены, общие габариты здания и его функцию - торговлю товарами для детей. То есть фактически внутри можно было делать что угодно.

При этом здание признали аварийным: фундамент находится на разных уровнях, несущие стены пошли трещинами, а инженерные коммуникации полностью разрушены. Из-за разрухи девелоперы до последнего времени настаивали на сносе всех старых внутренних перекрытий, против чего, как раз, и выступают общественники.

Недавно в компании "Галс девелопмент" сменилась команда. Новый генеральный директор Сергей Калинин сегодня в "Детском мире" подтвердил, что проект реконструкции здания дорабатывается и согласуется с учетом мнений экспертов. Так ли это на самом деле -мы спросили у Натальи Самовер, координатора общественного движения "Архнадзор".

Самовер: Да. Проект согласуется, действительно. Но я думаю, что в таком виде, в каком он сегодня был представлен, он согласован экспертами, конечно же, не будет. Дело в том, что у этого проекта есть одна совершенно неисправимая особенность - он по-прежнему отрицает ценность исторических интерьеров здания. Максимум, чего удалось добиться за многие годы, это то, что компания теперь готова сымитировать отчасти декор центрального атриума, но это будет абсолютно полный новодел, который даже геометрически не будет соответствовать параметрам подлинного здания. По-прежнему предполагается, что будут сноситься подлинные конструкции, будет изменяться планировка, будут уничтожаться сохранившиеся исторические помещения. В общем, это по-прежнему будет вандализм, просто чуть-чуть задекорированный под новодел.

Малыхина: Так, а что уже сейчас произошло? Все снесли внутри? Каков статус?

Самовер: Сейчас, к счастью, точка невозврата еще не пройдена. Вот это плачевное состояние, которое нам демонстрируют, оно, конечно, связано с тем, что под чутким руководством этого девелопера, в течение многих лет здание находится вот в таком вот раскуроченном состоянии без отопления и…

Малыхина: То есть, оно просто законсервировано, ничего не происходит там внутри?

Самовер: В последнее время ничего серьезного там не происходит. Там велись работы по укреплению фундамента, там велись работы, связанные с коммуникациями. Насколько мне известно, из работ в исторических интерьерах была произведена очень странная работа по уничтожению части декора центрального атриума. Вот знаменитый фриз с изображением детских игрушек, который сохранялся до последнего времени, почему-то был демонтирован. Вот нужды в этом я не вижу никакой, тем не менее, это было сделано.

Малыхина: Может быть, кому в детскую отправили?

Самовер: Ну, очень большая детская.

Малыхина: А, так бывает, это нормально.

Самовер: Это, наверное, в богатом доме. И, видимо, в тот же богатый дом уехали и замечательные бронзовые торшеры огромные, которые украшали это здание, потому что, по моим сведениям, про некоторые из них известно, где они находятся, а про некоторые не известно.

Малыхина: Но ведь странная история получается. Если действительно, в 2005 признали памятником архитектуры и охранность дали только внешнему облику, не получается ли что сейчас, по сути, вы боретесь с ветряными мельницами, потому что документарно в общем-то, козыри у них на руках.

Самовер: Ничуть, потому что те документы, которые были в свое время приняты, были приняты совершенно феерическим образом. Это абсолютно единственный случай в истории, когда документы, определяющие предмет охраны памятника архитектуры, принимались не органами охраны памятников, а распоряжением Правительства Москвы за подписью Мэра как главного эксперта.

Малыхина: Сейчас с этим несколько проще, да?

Самовер: Вот сейчас хотелось бы вернуть этот процесс в нормальное, предусмотренное законом русло. И сейчас в Департаменте культурного наследия экспертами подготовлен проект предмета охраны, который близок к тому, к предмету охраны, который был разработан еще в 2005 году.

Малыхина: То есть, вы полагаете, что можно вернуть это?

Самовер: Пока еще точка невозврата не пройдена, и можно утвердить нормальный предмет охраны, который предполагает сохранение исторического ядра этого здания. При этом в здании остается еще очень много зон, которые можно совершенно спокойно приспосабливать к современному использованию и там не будет никаких ограничений по осовремениванию и модернизации этого здания.

Малыхина: А со стороны компании «Галс-Девелопмент», это, я так понимаю, дочерняя компания АФК «Системы», вы чувствуете сопротивление, которое они пытаются оказать этому процессу?

Самовер: Да, безусловно. Причем источник этого сопротивления не очень понятен, потому что ведь никто никогда не говорил о том, что нужно разорить компании «Галс-Девелопмент», не дать ей получать прибыль с этого объекта. А наоборот, все специалисты, которые указывают на необходимость сохранения, все время через запятую подчеркивают - это увеличит капитализацию вашего объекта. Вы получите не непонятный новодел в шкурке исторического «Детского мира», а вы получите настоящую историческую недвижимость. Вам не нужно будет изобретать какую-то легенду для этого здания. У этого здания есть легенда - это подлинный исторический универмаг «Детский мир».

Казнин: Это сложнее просто, наверное.

Малыхина: Более дорогостоящее, наверное, да?

Самовер: Да я бы даже не сказала, потому что полное уничтожение внутренних перекрытий огромного здания потребует очень сложных конструкций, которые будут удерживать наружные стены. Это будет очень дорого.

Малыхина: Так чего же упираются?

Самовер: Это загадка. Я думаю, что здесь много еще зависит от ложно понимаемого престижа компании. Компания не готова так вот взять и развернуться на 180 градусов.

Малыхина: И просто согласиться с тем, что…

Самовер: И просто согласиться с тем, что ее оппоненты с самого начала были правы.

Казнин: А все-таки, когда начинаются такие вот масштабные проекты, к которым приковано внимание общественности, почему не происходит параллельно работа компании, которая занимается реконструкцией, и надзорных организаций, каких-то общественных организаций, специалистов, естественно, профессионалов, которые бы согласовывали движение?

Малыхина: В 2005 году разве это не могло действительно идти параллельно?

Казнин: Каждый день чтобы приходил человек и говорил, а вот это вот…

Малыхина: А лепнинку надо оставить.

Казнин: Да, грубо говоря.

Самовер: Понимаете, вот деятельность общественности экспертов происходило сугубо параллельно этому процессу. А вот деятельность надзорных органов, собственно, органов охраны Правительства Москвы, происходило абсолютно в русле деятельности девелоперов, потому что органы охраны памятников строили вертикаль городской власти. И если Мэр лично подписал усеченный предмет охраны, то органам охраны памятников не оставалось ничего другого, кроме как взять под козырек.

Казнин: То есть, вот до сегодняшнего дня, до визита туда журналистов под газовые фонари и детские скрипки, там с начала реконструкции не ступала нога независимого, скажем так, эксперта?

Самовер: Ступала. И нога журналиста там ступала. Но тогда предыдущая команда показывала журналистам трещину в колоне и ржавую арматуру, пользуясь непросвещенностью людей, которые не являются строительными экспертами, указывала им на это, и говорила: «Смотрите, это здание находится в аварийном состоянии». Это всего лишь трещина и всего лишь ржавая арматура. Тогда же в этом здании побывали независимые инженеры, в том числе люди, которым мы доверяем, «Архнадзор» доверяет. И они осмотрели эту трещину, эту арматуру и много еще что и сказали: «Да, это здание старое, да, оно нуждается в мерах по укреплению. Оно не аварийное, его вполне можно сохранить».

Казнин: Знаете, всегда сравниваю то, что происходит в Москве с Петербургом, где за такие вот исторические здания и даже за исторические панорамы борются до последнего, не жалея живота своего. Здесь в Москве, когда начинается борьба, всегда возникает вопрос, а надо ли это большинству людей? Ну, снесут всю лепнину и построят пластмассовые стены, перегородки поставят, компьютеры и будет все хорошо.

Малыхина: Я дополню для справки. После реконструкции зал атриум должен вырасти с 2 этажей до 7, то есть, купол в буквальном смысле, поднимут ради расширения площадей.

Самовер: Да. При этом нам говорят, «Ну, что вы! Мы же сделаем совсем, как было. Правда был 3-этажный, а станет 7-этажный, но будет такой же, как был». Это детский разговор в «Детском мире». Специалисты такие разговоры обычно не поддерживают.

Казнин: По поводу того, что, может быть, дело именно в равнодушии, в общем-то?

Самовер: Нет. «Детский мир», это как раз тот самый объект, к которому никакого равнодушия нет и быть не может. Во-первых, «Детский мир» - это часть детского опыта и детских воспоминаний, наверное, всех москвичей в возрасте 15 лет и старше. Это раз. Кроме того, «Детский мир» - это совершенно уникальный памятник, у него есть особенность, которой обычно не обладают торговые объекты. Это дом с огромной исторической легендой. Это дом-памятник Победе в Великой Отечественной войне.

Казнин: Как говорит президент Медведев, «это бренд».

Самовер: Бренд, это само собой. Это отдельное безумие этого проекта, который предполагает, что бизнес сам своими руками уничтожает исторический бренд, который ему достался очень дешево для того, чтобы вместо этого бренда сделать что-то, что не имеет никакой ценности.

Малыхина: Очень интересно, а какая история здания? Просто, может быть, будет интересно нашим зрителям. Вкратце. Если возможно.

Самовер: Это здание было открыто 1957 году. Оно строилось сразу после войны, в стране, которая была разрушена и понесла очень большие потери после войны. И, тем не менее, в центре города строится огромное здание с очень роскошным торжественным фасадом в помпезном, римском стиле. А внутри этого здания появляются совершенно удивительные вещи, которые Душкин придумал специально для него, так называемый «детский ордер» - сочетание элементов классической римской архитектуры с вот этим вот изображением уточек, зайчиков. Это очень странная вещь, которой больше нет нигде. Вот если понять, зачем архитектор Душкин это сделал, то из того вычитывается совершенно потрясающая художественная мысль. Это здание своим обликом говорит: я дворец для детей народа победителя. Мы победили фашистов, которые практиковали геноцид для того, чтобы нас уничтожить. Мы победили их. Теперь у нас будет много детей, у наших детей будет счастливое детство и много игрушек. Это здание-памятник. Вот мы только что отпраздновали очередной юбилей парада 41-го года. Мы постоянно клянемся в верности Победе. И мы провели костюмированное шествие, которое не имеет ничего общего с подлинными военными событиями. А вот стоит подлинный памятник Победе и вот что с ним происходит.

Малыхина: Возможно, эта ретроспектива поможет одуматься строителям.
Казнин: Будем надеяться.

под угрозой, Детский Мир

Previous post Next post
Up