В Москве может быть снесен очередной исторический памятник. Речь идет о Круговом депо у Ленинградского вокзала. Этот памятник архитектуры могут снести в связи со строительством дополнительного железнодорожного пути на участке Москва - Крюково. Однако в движении Архнадзор считают, что разрешение на снос получено незаконно.
Здание Кругового депо было построено в 1847-51 годах по проекту выдающегося архитектора Константина Тона. Это первое паровозное депо Москвы и одно из первых подобных зданий в России. Его взяли за образец при строительстве аналогичных депо в некоторых странах Европы и в США.
С девяностых годов прошлого века Круговое депо является объектом культурного наследия и охраняется государством. "Уничтожение и повреждение памятников истории и культуры в Российской Федерации является уголовным преступлением", - напоминается в заявлении Архнадзора.
Ранее здание депо принадлежало частному лицу. В настоящий момент оно официально перешло в собственность ОАО "РЖД". Арендаторы предупреждены о необходимости очистить занимаемые ими помещения до 1 октября в связи со сносом, для которого, как считают в Архнадзоре, нет законных оснований.
Архнадзор поясняет, что согласование на проект строительства железнодорожного пути на месте Кругового депо выдало ФГУ "Главгосэкспертиза". Это ведомство не было проинформировано о том, что предназначенное к сносу здание - на самом деле памятник архитектуры. Как говорится в официальном ответе, который Архнадзору дали в "Главгосэкспертизе"; "в документах, представленных на государственную экспертизу в 2008 году, сведения о наличии в границах участка строительства объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) отсутствовали".
"Тем не менее, ОАО "РЖД", опираясь на данное заключение, основанное на неполной информации и не имеющее юридической силы, игнорируя предупреждения со стороны официальных органов власти Москвы и градозащитных организаций, продолжает подготовку к сносу Кругового депо", - констатируют в Архнадзоре.
Градозащитники напоминают, что на основании аналогичного экспертного заключения и без санкции городских властей весной 2011 года было снесено здание Веерного депо у Ленинградского вокзала. Оно тоже находилось в охранной зоне и имело значительную архитектурно-историческую ценность.
Архнадзор обратился в ФГУ "Главгосэкспертиза" с просьбой отозвать выданное ранее положительное заключение. Кроме того, направлено письмо в Департамент культурного наследия Москвы о недопущении уничтожения объекта культурного наследия. "О незаконности полученных ОАО "РЖД" согласований уведомлена прокуратура Москвы", - сообщает Архнадзор.
О том, что депо представляет историческую ценность и сносить его нельзя, заявляли и во Всероссийском обществе любителей железных дорог. Об этом говорится, в частности, в письме председателя ВОЛЖД Алексея Вульфова, направленном в Москомнаследие и начальству Октябрьской железной дороги: "Оно (здание депо. - Прим. ред.) представляет собой образец уникального сооружения промышленного стиля постройки 1849 года. Такие здания сохранились в единичных экземплярах и хронологически представляют собой самые ранние из сохранившихся в России образцов железнодорожной архитектуры. Снос таких зданий, на наш взгляд, совершенно недопустим".
Ранее сообщалось, об обследовании, которое РЖД должно было провести совместно с Москомнаследием - на соответствие здания депо памятникам, имеющим историческую ценность. В РЖД уверяли, что до получения установленных действующим законодательством разрешительных документов приступать к сносу никто не намерен.
На сайте РЖД также есть информация о том, что вопрос об охранном статусе Кругового депо решится в течение года. Приводились слова замглавы департамента культурного наследия Москвы Алексея Емельянова, который счел нецелесообразным ставить здание под охрану в его нынешнем состоянии. Чиновник выразил мнение, что сначала нужно определить способ его дальнейшего использования, а также понять, кто будет заниматься его реставрацией. Сообщалось также, что компания РЖД письменно уведомила Москомнаследие о том, что не планируют сносить Круговое депо до решения вопроса о его охранном статусе.
В этом году отмечается 160-летие железной дороги Москва - Санкт-Петербург (бывшей Николаевской), положившей начало созданию в государстве железнодорожной сети общегосударственного значения. Однако объектов, напоминающих о той эпохе, когда железная дорога была еще Николаевской, становится все меньше.
Вопрос о статусе Кругового депо уже поднимался в 2009 году. Историко-культурный экспертный совет не раз обсуждал возможность исключения депо из списка памятников. Тогда снимать здание с госохраны не стали.
Екатерина Логачева
ВЕСТИ
29.09.2011