Викентий Сидоров
PRAVDA.RU
14.04.2011 РЖД возобновили снос Веерного депо Николаевской железной дороги, исторического памятника, построенного в конце XIX века и находящегося в охранной зоне. Протесты московского Департамента культурного наследия железнодорожники отметают единственным доводом - депо расположено на федеральной земле. Как будто здесь законы об охране наследия не действуют.
С сегодняшнего утра у головного офиса РЖД в Москве в одиночном пикете стоит известный московский краевед и журналист, лауреат премии "Большая книга", координатор общественного движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин. Он протестует против возобновления сноса здания Веерного депо Императорской Николаевской железной дороги, которое производят структуры железнодорожного монополиста. Москвичи к одиночному пикетчику почему-то относятся боязливо - прочитав надпись на плакате Рустама, они спешат удалиться прочь. Мысль о том, что необходимо сохранять памятники архитектуры, очевидно, кажется им крамольной и небезопасной. И, видно, не зря. Охранники РЖД сверлят "интеллигента" недобрыми взглядами. Но не трогают - одиночные пикеты разрешены по закону.
Снос исторического "раритета" не вызывает никакого энтузиазма и у московских властей. Причем не только у "архитектурно-защитных" организаций столицы, но и у чиновников администрации мэра Сергея Собянина. Однако железнодорожники все протесты отметают без колебаний - здание депо находится на федеральных землях и якобы не попадает под юрисдикцию московских властей. Из этого можно сделать простой вывод - пока проснутся соответствующие федеральные органы, депо может быть благополучно сровнено с землей. А на нет, как известно, в России уже никакого суда нет.
Ввиду экстренности ситуации общественное движение "Архнадзор", объединяющее многих неравнодушных к архитектурному и историческому облику столицы москвичей, распространило сегодня заявление и отправило открытое письмо главе РЖД Владимиру Якунину.
В заявлении, в частности, говорится, что здание Веерного депо, построенное в 1890-е годы, согласно данным официального сайта Департамента культурного наследия города Москвы, является "заявленным", то есть предложенным к постановке на государственную охрану, объектом. Согласно действующему федеральному закону "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации", снос подобных объектов невозможен до решения в установленном порядке вопроса об их историко-культурной ценности.
Помимо этого, Веерное депо находится на территории объединенной охранной зоны памятников истории и культуры №179, утвержденной Правительством Москвы. Оно расположено также в границах исторической Москвы (Камер-Коллежских валов). И согласно действующим в Москве нормативным документам, снос зданий в этих границах невозможен без разрешений Комиссии при правительстве Москвы по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах Москвы и Комитета по культурному наследию столицы.
Между тем, работы по сносу Веерного депо ведутся РЖД с 9 апреля, невзирая на отсутствие таких разрешений, на отсутствие ордера ОАТИ, несмотря на неоднократные заявления и предупреждения представителей Департамента по культурному наследию Москвы о незаконности этих работ.
Продолжение сноса исторического здания на территории Москвы в отсутствие разрешения и вопреки позиции официально уполномоченных городских органов охраны наследия, по мнению активистов "Архнадзора", ставит ребром простой вопрос: в состоянии ли государственная власть в Москве обеспечить соблюдение требований федерального и городского законодательства о культурном наследии, обязательных для всех юридических лиц России? Кажется, в РЖД уже нашли ответ на этот вопрос.
Но на этом вопросы "ревнителей старины" не заканчиваются. В открытом письме Владимиру Якунину "Архнадзор" "выражает обеспокоенность судьбой объектов культурного наследия, находящихся на территории старейшей в России Октябрьской (Николаевской) железной дороги". В ходе хозяйственной деятельности РЖД, утверждают члены "Архнадзора", под снос и реконструкцию один за другим попадают уникальные памятники архитектуры и инженерного искусства, в том числе здания, обладающие статусом охраняемых законом объектов культурного наследия. Многие объекты, которые могли бы составить гордость российских железных дорог, заброшены и разрушаются.
Полное исчезновение в настоящее время угрожает следующим объектам:
"1. Вокзалы островного типа на станциях Спирово, Клин. Уже снесен вокзал в Окуловке, являвшийся памятником архитектуры федерального значения.
2. Круглые паровозные здания: под угрозой сноса находятся старинные депо на станциях Окуловка, Малая Вишера.
3. Под угрозой разрушения деревянные здания вокзалов 1870-х годов на станциях Леонтьево, Барановка, Покровка, Заозерье, Боровёнка, Оксочи и др.
4. Водоподъемные здания на станциях Гряды, Подсолнечная".
"Мы хотим привлечь ваше внимание к необходимости соблюдения требований российского законодательства и законодательства субъектов РФ, в частности, города Москвы, в отношении объектов культурного наследия, - пишут в письме активисты "Архнадзора". - ОАО "РЖД" известно своим участием в патриотических инициативах, культурных и благотворительных проектах, что свидетельствует о стремлении руководства компании к проведению социально и культурно ответственной политики. Уничтожение исторических объектов железнодорожного транспорта России явно идет вразрез с этой тенденцией и, по нашему мнению, крайне негативно влияет на имидж компании. Мы убеждены, что решение вопросов, связанных с развитием, реконструкцией и функционированием Октябрьской железной дороги, возможно без нарушений действующего законодательства, без ущерба ее уникальному историческому наследию. Его сохранение - общее дело, общая обязанность и госорганов охраны исторических памятников, и общественных организаций, и ОАО "РЖД".
Согласны ли с этим утверждением ответственные руководители ОАО "РЖД", станет понятно уже в ближайшие дни. А пока снос Веерного депо идет полным ходом.