«Геликон-Опера» готова расширить и углубить старину

Nov 25, 2010 12:20

Николай Севрюгов
Daily Journal


В Москве возобновился скандал вокруг обустройства в здании «Геликон-Оперы» в старинной усадьбе на Большой Никитской улице. Художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Дмитрий Бертман настаивает на продолжении строительства которое он называет реставрацией, несмотря на то, что месяц назад правительство Москвы решило приостановить работы. Активисты «Архнадзора», в свою очередь, считают, что театр должен признать, что «оказался заложником ошибочного проектного и властного решения».

Художественный руководитель театра «Геликон-Опера» искренне считает, что во имя театрального искусства можно потеснить московскую старину. И надеется на то, что проект так называемой реконструкции усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых все-таки будет реализован.


Напомним предысторию событий. Несколько лет назад прежним правительством Москвы было принято решение о расширении театра «Геликон-Опера», занимавшего часть старинной московской усадьбы на Большой Никитской. Расширение подразумевало активное строительное внедрение в застройку XVIII-XIX веков. Так, парадный двор усадьбы планировалось заглубить для зрительного зала; на месте второго двора должна была разместиться сцена. Первый двор должен был накрыть купол «с изображением звездного неба». По ходу работ снесли флигель-циркумференцию с шатровой башенкой над проездными воротами. Правда, часть стен флигеля потом - после завершения реконструкции - планировалось выстроить заново. Стилизованное «боярское крыльцо» главного дома, оказавшись под куполом театра, должно было стать ложей для VIP-гостей.

Два года «Архнадзор» протестовал против разрушения усадьбы, однако все протесты разбивались о волевые решения Юрия Лужкова («реконструкция со сносом» проводилась на средства городского бюджета). Услышали активистов только в сентябре-октябре, после встречи руководителей движения с Владимиром Ресиным и визита на объект Юрия Росляка. Ознакомившись с ходом работ, Росляк распорядился работы во дворе прекратить - вплоть до нового распоряжения правительства, которое должно провести повторную экспертизу усадьбы.


Как выяснилось, общественники успокоились рано. Несколько недель спустя в некоторых столичных средствах массовой информации появилась серия статей, ставивших перед читателем один и тот же вопрос: как полуразрушенный памятник может быть ценнее, чем театр, который успешно гастролирует по всему миру?

Согласно этому мнению, реконструкция усадьбы Шаховских является лишь частью создания целого театрального квартала, куда должны были войти Консерватория, РАТИ, Театр Маяковского, а вокруг должна была появиться соответствующая инфраструктура - книжные магазины, тематические кафе, сувенирные киоски. Правда, «реконструкция» консерватории сопровождается своим скандалом - вокруг Дома синодальных композиторов, а «театральная инфраструктура» на Никитской уступила место иным заведениям.

Затем интернет-блоги заполнили гневные письма, в которых прослеживались очень похожие мысли. Мол, «архнадзоровцы» не знают собственной истории, не ведают, что Большая Никитская, во-первых, была полностью сожжена во время Отечественной войны 1812 года, что, во-вторых, во время Великой Отечественной во двор усадьбы упала бомба, и там мало что осталось, а в-третьих и, видимо, главных, сама усадьба вовсе не является памятником архитектуры, поскольку в указе Президента России 17-летней давности памятником признается не дом 19/16, а дом 19/13.

«ГЕЛИКОН,СУЩЕСТВУЕТ, РАДУЕТ МОСКВИЧЕЙ И ГОСТЕЙ СТОЛИЦЫ СВОИМ ИСКУССТВОМ БОЛЕЕ 20!!!! ЛЕТ, - пишет некий Дмитрий на сайте самого «Архнадзора» (стилистика, орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохранена). - ОН УЖЕ НАВСЕГДА ВПИСАЛ СВОЁ ИМЯ В СЛАВНУЮ ИСТОРИЮ МОСКВЫ….Вы понимаете ,что своими действиями вы можете нанести ОГРОМНЫЙ УРОН нашей культуре, оборвать жизнь всемирно известного коллектива, гордости нашей страны, ради памяти о давно минувшем……тем более что, к сожалению, время усадьбу не пощадило и сохранять там ,по сути,нечего…..ОПОМНИТЕСЬ! «ЖИВАЯ» история намного ценнее «МЁРТВОЙ».

«Уж не очередное ли здание банка или 5 * гостницы хотели ли бы видеть на месте театра те, кто так хорошо знает историю усадьбы? - вопрошает некая театралка. - Сколько же вам заплатили, господа архнадзоровцы, за лакомый кусочек в центре Москвы??? Неужели это здание не заслуживает того, чтобы в нем царило ИСКУССТВО? Ведь если вашими стараниями из него изгонят театр, то что же будет с усадьбой? И что будет с театром? Театром, который известен во всем мире? Театром, любимым тысячами москвичей? Может, проведем референдум? Что МОСКВИЧИ хотят видеть в усадьбе Шаховских-Глебовых-Стрешневых? Театр или вторую Остоженку? Стыдно!!!!».

«Скажите пожалуйста, если я не ошибаюсь, «Архнадзор» - это некое общественное движение? Поясните пожалуйста с каких пор общественные движения занимаются “поиском более подходящих мест” для государственных учреждений?????» - этот комментарий подписан «Татьяна».

Архнадзоровцы в ответ напоминают блогерам, которых все чаще используют для «деятельности в поддержку», что «сгореть» в 1812 году для каменного дома означало «стать непригодным для жизни», что на «сгоревшей» Большой Никитской сохранилось полтора десятка домов XVII-XIX века, в том числе усадьба Глебовых-Стрешневых, разрушаемая двести лет спустя.

Кроме того, оппоненты «Архнадзора» упрямо «не замечают» явных «ляпов» в своей системе обороны. Так, Генеральная прокуратура доказала, что в давний президентский указ действительно вкралась опечатка (вместо «19/16» - «19/13»): ведь в указе по данному адресу числится усадьба Глебовых-Стрешневых XVIII-XIX веков с главным домом, а вовсе не соседний театр имени Маяковского, построенный в конце XIX века. Кроме того, никто в «Архнадзоре» не предлагает выселить театр, речь идет о выделении городом свободного участка под строительство большой сцены «с нуля», при сохранении в усадьбе малой сцены.

«Само это противостояние - кричащее следствие лужковского отношения к культурному наследию города, - говорит координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин. - На место одного архитектурного образа приходит другой, половина памятника сносится, и это называется реставрацией. Старая культура руинируется, а новая рассчитывает счастливо жить на ее месте. Культурное наследие и современная культура не взаимодействуют, но и не разводятся в пространстве, а сталкиваются лбами. Становится возможным уничтожение архитектуры ради музыки. Театр просит индульгенцию за вандализм на том основании, что являет собой… образец культуры. Между тем, театр мог бы просто признать, что оказался заложником ошибочного проектного и властного решения, с которым имел неосторожность согласиться».

Здесь нет необходимости полностью пересказывать позицию «Архнадзора» - с ней можно ознакомиться на сайте движения. Приведем лишь предложения градозащитников новому правительству Москвы:
- отменить реализацию проекта строительства новой сцены театра «Геликон-опера» на территории усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых по адресу: Большая Никитская улица, 19/16;
- предоставить театру другой участок для строительства новой сцены;
- продолжить работы по приспособлению главного дома усадьбы для малой сцены театра;
- вернуть работы по главному дому в законные рамки научной реставрации, а именно: разобрать надстройку, воссоздать теремковую кровлю;
- воссоздать методами научной реставрации усадебные строения, снесенные в 2009-2010 годах.

«Судьба усадьбы Шаховской прецедентна, - говорит Рустам Рахматуллин. - Владельцы исторической недвижимости, в том числе некоторые «культурные» учреждения с не менее варварскими планами «реконструкций», присматриваются к истории вокруг «Геликон-Оперы» и выжидают - чья возьмет. Необходимо раз и навсегда отбить у них желание разрушать архитектурное наследие Москвы».

фото - © Официальный сайт "Геликон-Опера"
март 2008 - февраль 2010

Большая Никитская, беззаконие, усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых

Previous post Next post
Up