Click to view
А также хроника январского противостояния, опубликованная "Новой газетой": 13 января. В эфире канала ТВЦ председатель Москомнаследия Валерий Шевчук говорит: «Необходимо отметить, что действительно это строение, которое находилось здесь до середины 60-х годов XX века, было связано с именами многих выдающихся русских деятелей, таких как Бунин, Ерофеев и многие другие».
Видимо, «объект в Царицыне» обречен на неточности: Бунин бывал у С.А. Муромцева в доме, стоявшем на этом месте до 1964 года. А вот Ерофеев жил и писал в 1973-м именно в том доме, что сгорел в Новогодье. (В 1960-х, заметим, Ерофеев к «выдающимся русским деятелям» по младости и не принадлежал.)
Оговорка невинная. Но уже 14 января само Москомнаследие будет сурово укорять «смешением» двух домов на одном фундаменте своих оппонентов.
14 января, день. На сайте Москомнаследия публикуется заявление пресс-службы о «нездоровой полемике», развернутой СМИ вокруг «дачи Муромцева».
В тот же день с сайта Москомнаследия исчезает заявка «Архнадзора» на признание дома и сада в Царицыне достопримечательным местом, поданная в мае 2009-го (до экспертизы и вынесения решения заявка по закону охраняла объект).
14 января, вечер. В кафе «Экслибрис» на Чистых прудах о судьбе дома в Царицыне говорит «Архнадзор», давний попечитель «Дачи Муромцева». Тут гаснет свет, воет сирена, кто-то кричит о пожаре этажом выше.
Тревога ложная. На пульте пожарных не зафиксирована (проверяли!). Такая нелепая случайность, а заседание клуба «Архнадзора» сорвано.
19 января. В эфире ТВЦ Ю.М. Лужков еще раз, вслед за пресс-службой Москомнаследия, повторяет: сгорела не «историческая» дача думца и земца Муромцева, а дом, стоящий на ее месте с 1964-го. Мэр называет этот дом бараком.
Но никто из защитников дома в Царицыне и не называл его в СМИ подлинной «дачей Муромцева». Вот сад, который планируют закатать в асфальт стоянки уборочной техники ГМЗ «Царицыно», - столетний. Липы его помянуты Буниным. Что же касается барака… Ни мэр, ни составители справок для мэрии на праздниках «Архнадзора» в Царицыне не бывали. И бывать, конечно, не обязаны.
Но оттого и не знают: бараком этот дом не был. Он был живым музеем интеллигентской жизни 1970-х - с ветхими обоями, с лавиной книг и стаями кошек.
И помогают сегодня семье Болдыревых, создателям «народного музея», разгребать пепел в поисках уцелевшего выходцы из таких домов. Физики, фармакологи, студенты. Москва окуджавских пешеходов. Но она не барачная…
20 января. «Архнадзор» направляет письмо председателю Москомнаследия В.А. Шевчуку - все по поводу заявки на госохрану дома в Царицыне, пропавшей 14 января из электронного реестра объектов, подлежащих обследованию. «В связи с этим просим Вас сообщить, учтена ли в настоящее время «Дача С.А. Муромцева» в качестве заявленного объекта в Реестре, а если нет, то когда и на основании каких документов было принято решение о ее исключении из Реестра».
…В Царицыне все это время семья Болдыревых живет в бытовке около пепелища, охраняя стены дома от экскаваторов. Болдыревы разбирают недогоревшее.
23 января. На морозе, возле пепелища дома в Царицыне пять часов идет «Арт-десант на 5-й Радиальной». Играют музыканты групп «Оргия праведников», «Оптимальный вариант», «Контрабанда», «Потап и корешки»… Съемка уже выложена в интернете.
Все происходящее - как очередной тест для защитников Москвы. На последовательность, скрупулезность и юридическую грамотность. И свой ЕГЭ они сдают успешно…