Архитектор АЛЕКСЕЙ ДУШКИН. Жизнь. Творчество. Судьба наследия.

Jan 06, 2017 11:53

29 января 2014 года в конференц-зале Музея Москвы, по приглашению Клуба «Архнадзора», состоялась лекция, посвященная 110-летию со дня рождения выдающегося архитектора Алексея Николаевича Душкина.

Обо всех перипетиях его жизни в 2014 году рассказала историк архитектуры и градостроительства Наталия Душкина. Лекция была записана; видеозапись опубликована на нескольких сайтах и интернет-ресурсах, но впоследствии оказалась удаленной. Чтобы восполнить образовавшийся пробел, 6 января 2017 года - в день рождения Алексея Николаевича Душкина, появившегося на свет в Рождественский сочельник, начинаем публиковать видеоряд прочитанной тогда лекции.

Все изображения представлены без изменений и коротко прокомментированы.
Сегодня представляем вашему вниманию первую часть этой «ленты памяти», которую предваряем кратким анонсом 2014 года и приводим его здесь полностью:

«Один из талантливых архитекторов середины ХХ века прожил увлекательную, напряженную и драматичную жизнь (1904-1977). Большая часть его творчества была посвящена архитектуре «движения», «пути», «дороги». Он пионерски освоил подземное пространство, стал одним из родоначальников подземной урбанистики и нового типа «безоконной архитектуры». Автор пяти станций, среди которых «Кропоткинская» (1935) и «Маяковская» (1938), ставшие символами московского метро и «советского Ар Деко». После войны возглавил восстановление архитектурной инфраструктуры железных дорог, построил крупные южные вокзалы в Симферополе (1951) и Сочи (1952), через которые открывается движение на юг - в Крым и на Кавказ. В это же время работал над зданиями-колоссами в Москве - высотным домом у Красных ворот (1947-1952) и универмагом «Детский мир» (1954-1957). В жизненной и творческой судьбе архитектора отразилась сложнейшая история отечественной архитектуры ХХ века с насильственным «партийным» поворотом от конструктивизма к «сталинской классике», а затем возвращение к модернизму. Два последних десятилетия оказались разрушительными для многих сооружений Душкина, признанных памятниками архитектуры».

ЧАСТЬ I



Алексей Душкин родился в Рождественский сочельник 6 января 1904 года (24 декабря 1903 по старому стилю) в селе Александровка Харьковской губернии. Мать - Надежда Владимировна Фихтер, по линии отца из обрусевших швейцарских немцев. Отец - Николай Алексеевич Душкин, ученый почвовед, агроном, уроженец Вологды. Работал управляющим имений, экономий у Харитоненко и Кёниг в Курской, Харьковской губерниях, в области Войска Донского. На фото справа Лёля (Алексей) Душкин в возрасте семи лет со старшим братом Колей. Имение Красная Яруга, 1912 г.



Коля Душкин, Надежда Владимировна Душкина (Фихтер), Николай Алексеевич Душкин, неизвестный, Лёля Душкин. В саду имения Красная Яруга. Фото: апрель 1913 г.
Справа - Павел Иванович Харитоненко с сыном Иваном, промышленник и предприниматель, меценат, коллекционер. В 1910-х годах - один из самых крупных в России сахарозаводчиков и землевладельцев. К 1914 году только в Харьковской губернии владел десятью сахарными заводами. Директором Краснояружского и Новоянковского заводов Харитоненко был В.Я. Фихтер, дед будущего архитектора. У П.И. Харитоненко работали архитектор А.В. Щусев (на строительстве церкви в имении Натальевка, 1908-1913 гг.), скульпторы А.Т. Матвеев, С.Т. Коненков и другие. В 1912 году братья Веснины проектировали усадьбу Харитоненко Парафиево.



Церковь Спаса (1908-1913) в имении Харитоненко Натальевка Харьковской губернии, построенная по проекту А.В. Щусева. А.Н. Душкин в последний раз посетил эти места в 1960-е годы. Справа - портрет Павла Ивановича Харитоненко с сыном. Художник Ф.А. Малявин, 1911 г. Собрание Харьковского художественного музея.



1913 год. Пасха в доме Душкиных. Красная Яруга. Крайний справа - Николай Алексеевич Душкин.



Родители А.Н. Душкина Надежда Владимировна Душкина (Фихтер) и Николай Алексеевич Душкин, учитель-гувернёр братьев Душкиных Константин Васильевич Соколов, Лёля Душкин. Конец 1910-х годов.



А.Н. Душкин получил вместе с братьями домашнее образование, до 1919 года учился в реальном училище Харькова. По желанию отца поступил в Харьковский мелиоративный институт; в 1923 перевелся в Харьковский технологический институт, на второй курс химического факультета, вновь по настоянию отца. После его смерти в 1925 году, сразу же перевелся на инженерно-строительный факультет и впоследствии добился зачисления в класс академика архитектуры Алексея Николаевича Бекетова, крупнейшего архитектора Украины и юга России. Окончил институт с дипломным проектом «Комбинат печатников», но диплома не получил из-за задолженности по украинскому языку. Направлен на работу в Гипрогор в Харькове. В 1931-1932 годах участвовал в проектировании новых городов Донбасса (Новая Горловка, Новый Краматорск), Автодорожного института в Харькове (совм. с Л.Э. Гамзэ). Фото: Алексей Николаевич Бекетов и памятник, установленный ему в Харькове. Одна из улиц и станция метро в Харькове также носят имя Бекетова.



В 1924 году познакомился с Тамарой Дмитриевной Кетхудовой, студенткой Харьковской консерватории, дочерью известного гражданского инженера, выпускника Кадетского корпуса в Тифлисе и Петербургского института гражданских инженеров, Дмитрия Фомича Кетхудова и Алевтины Николаевны Красавиной. 5 июня 1927 года состоялась их свадьба. Фото середины 1920-х годов.



Дмитрий Фомич Кетхудов (справа), главный инженер Стройбюро Донугля, и Павел Павлович Ротерт (Роттерт), заместитель главного инженера, позднее главный инженер Днепростроя; с 1931 года - первый начальник и главный инженер Метростроя. Фото 1925 г. В 1927 году А.Н. Душкин проходил практику в Кичкасе, на строительстве подсобных сооружений Днепрогэса.



А.Н. Душкин и Т.Д. Душкина в Южном посёлке под Харьковом. Лето 1929 г.



Тамара Дмитриевна Душкина с сыном Олегом. Харьков, 1932 г.



В 1931-1932 годах А.Н. Душкин начал активно участвовать в конкурсном проектировании, испытывая творческое влияние братьев Весниных. Фото: Конкурсный проект клуба железнодорожников в Дебальцево. План, перспектива. Совместно с архитектором Яковом Николаевичем Додицей, 1931 год. Первая премия.



Совместно с Я.Н. Додицей А.Н. Душкин получил Первую премию за конкурсный проект Дворца Советов. 1931г. Вызваны телеграммой-молнией ВЦИК в Москву для дальнейшей разработки проекта. Участвовал в двух последующих турах проектирования ДС в заказных конкурсах с соавторами (Поощрительные премии).Семья А.Н. Душкина переехала в Москву. Фото: Открытка с видом на Кремль, из писем жене.



Проект Дворца Советов в Москве. Всесоюзный открытый конкурс. Перспектива. Совместно с архитектором Я.Н. Додицей. 1931 г. Первая премия.



Проект Дворца Советов в Москве. Конкурс заказных проектов. Вид с Кремлёвской набережной. Совместно с Я.Н. Додицей, при участии архитектора-художника В.С. Андреева. 1932 г. Поощрительная премия. В этот период в стране осуществилась последовательная смена курса в архитектуре, ознаменованная отходом от авангардных и рационалистических концепций «новой архитектуры» и возвращением к «классике».



В Харькове Душкин познакомился с Виктором Александровичем Весниным. В Москве - с Иваном Владиславовичем Жолтовским и Алексеем Викторовичем Щусевым. В 1933 году направлен на работу во вновь учрежденные Архитектурно-планировочные мастерские Моссовета. Автор-архитектор 3-й Мастерской, возглавляемой академиком архитектуры Иваном Александровичем Фоминым. Все четверо сыграли заметную роль в жизни архитектора.



Трудясь в 3-й Мастерской И.А. Фомина, А.Н. Душкин участвовал в проектировании Дома СТО, Института ИМЭЛ, Академического кинотеатра на пл. Свердлова, Дворца радио в Москве и др. Разработал проекты общеобразовательных школ (14 школ осуществлены в Москве в 1934-1938 гг.). Приступил к работе над проектом станции метро «Дворец Советов», положив начало длительному периоду работы в системе Наркомата путей сообщения (МПС). Фото: А.Н. Душкин (в центре) вместе со своими помощниками в 3-й Мастерской Моссовета. Середина 1930-х годов.



Конкурсный проект Дворца радио на Миусской площади в Москве (совм. с А.Г. Мордвиновым, К.И. Соломоновым), 1933-1934 гг. Первая премия. Предполагалось возведение крупнейшего здания этого типа в Европе. Позднее Душкин использовал опыт проектирования «небоскреба» при строительстве высотного дома у Красных ворот, 1949-1952 гг.



Конкурсный проект Дворца радио на Миусской площади в Москве (совм. с А.Г. Мордвиновым, К.И. Соломоновым). Первая премия. Недостроенный храм Александра Невского (арх. А.Н. Померанцев), заложенный в 1913 г., к началу объявления конкурса стоял с разобранными перекрытиями и главным куполом. В таком виде оставался до 1940 г., впоследствии разрушен. Проектом предполагалось включить конструктивный остов храма в тело Радиодома.



Схема первой очереди Московского метрополитена. «Строительство Москвы», № 2-3, 1935. Станция метро «Дворец Советов» (арх. А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг) проектировалась вне конкурса и сооружалась последней, в цейтноте - в предельно короткие сроки в 1934-1935 годах.



Инженерно-геологический профиль Московского метрополитена. Сокольнический радиус. «Строительство Москвы», № 2-3, 1935.



Поперечный конструктивный разрез станции метро «Дворец Советов», 1934. «Строительство Москвы», № 2-3, 1935. Инженер Н.А. Кабанов. При строительстве открытым «берлинским» способом используется монолитное безбалочное перекрытие с грибовидными железобетонными опорами. По своим габаритам станция очень просторная, так как предполагалась непосредственная связь со строящимся Дворцом Советом - на месте взорванного в 1931 г. храма Христа Спасителя. Мрамор, снятый с собора, при строительстве этой станции не использовался.



Арх. А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг. Станция метро «Дворец Советов» в Москве. Интерьер перронного зала. Перспектива, 1934. Архитектурный образ ассоциировался с гипостильными залами Египта, благо Музей изящных искусств с его знаменитой египетской коллекцией находился рядом. Как позднее писал Душкин, «Экскурс в историю оказался оправданным - Луксор и Карнак пригодились». Однако замысел подвергся резким нападкам. Саму идею, как и использование скрытых источников освещения, приходилось многократно отстаивать. Критически высказывались И.А. Фомин и А.В. Щусев, не поддерживал П.П. Ротерт.



А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг. Станция метро «Дворец Советов». Фото с макета, выполнен в масштабе 1:10. 1934 г.



А.Н. Душкин. Архитектурная фантазия. Переход из Дворца Советов на станцию метро. 1935 г.



Станция метро «Дворец Советов». Конструкции колонн и сооружение опалубки при возведении открытым «берлинским» способом. Фото 1934 г.



Станция метро «Дворец Советов». Сооружение опалубки для пентаграмм в завершении колонн при возведении открытым «берлинским» способом. Фото 1934 г.



«Что самое существенное в проектировании станции «Кропоткинская»? Внешние формы архитектуры интерьера перронного зала вылиты из бетона. Архитектурные линии совмещены и совпадают без накладок и балластных форм с линиями, очерчивающими пластично работающую конструкцию. Осветительный эффект подчеркивает форму, и поэтому интерьер монументален и красив. Строганая опалубка для пятигранных капителей, переходящих пластично в потолок (перекрытие), боковые падуги перехода стены в потолок, колонны всего зала после установки (вязки) арматуры, были залиты цементным раствором, и после снятия распалубки основа интерьера была фактически готова, оставалось лишь по поверхности бетона нанести тонкий лицевой слой «эпителия» из штукатурки, за исключением тех мест, которые облицовывались мрамором и плиткой для эксплуатационных удобств. Этот приём чрезвычайно существенен для отделки подземных залов метрополитена, так как не потребовалось никаких подвесных кессонов, деталей, никаких подвесных лепных форм с балластными, не экономичными объемами». А.Н. Душкин. Из неопубликованной книги о творческой деятельности, 1976-1977 гг. Цит. по: Алексей Николаевич Душкин. Архитектура 1930-1950-х годов. Каталог выставки, МУАР. М., 2004



На строительстве станции метро «Дворец Советов» в Москве. В центре у колонны А.Н. Душкин, рядом справа Я.Г. Лихтенберг. Фото 1935 г. Отчетливо видны завершения колонн, так называемые «распушки-софиты», первоначально отлитые из гипса в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). В раструбах колонн - скрытые источники света.



А.Н. Душкин. Я.Г. Лихтенберг. Станция метро «Дворец Советов» вскоре после её открытия. Фото 1935 г.



А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг. Неосуществленный проект наземного вестибюля станции «Дворец Советов». Перспектива, 1934 г. В левом верхнем углу - входной вестибюль, построенный по проекту главного архитектора метрополитена С.М. Кравца.



Станция метро «Дворец Советов»,ныне «Кропоткинская» (фото 1935 г.) была открыта 15 мая 1935 года. Имела один выход, асфальтовые полы, керамическую плитку на путевых стенах, гипсовые завершения десятигранных колонн. При покрытии асфальтом казалось, что колонны, как стебли растений, прорастают свозь поверхность земли и тянутся к свету, который заливает потолок - «небо». «Преодоление подземности увенчалось успехом, и на станции ощущается свобода и простор, свойственные эллинским сооружениям». А.Н. Душкин. Творческая автобиография, 1947 г.
В 1937 году за проект станции авторы награждены Почётными дипломами (Diplome d’Honneur) на Международной выставке в Париже. В 1941 году присуждена Сталинская премия (совместно с Я.Г. Лихтенбергом). В 1958 году станция «Кропоткинская» отмечена золотой медалью на Международной выставке в Брюсселе.



В начале марта 1935 года А.Н. Душкин был арестован, заключён на Лубянку и переведён в Бутырскую тюрьму. Освобожден в конце апреля 1935 года. В буквальном смысле спасению помогло посещение почти законченной I очереди метро правительственной делегации, в которую входил нарком иностранных дел М.М. Литвинов и министр иностранных дел Англии лорд Антони Иден (на фото). Выходили на каждой станции и обменивались впечатлениями. Когда очередь дошла до станции «Дворец Советов», Иден захотел познакомиться с авторами. Как вспоминала жена архитектора Т.Д. Душкина, «Каганович спросил, где же Душкин? И получил ответ: «Сидит в Бутырках». Узнав об этом, я тут же написала письмо в правительство с изложением истории задержания Алексея. Через три дня он вернулся, и тогда я узнала все подробности. Этот страшный случай оставил очень глубокий след в душе Алексея, человека впечатлительного, легкоранимого и честного, но он не сломал его". Цит. по: Жизнь архитектора Душкина. 1904-1977. Книга воспоминаний. М., 2004.



В конце 1950-х годов на станции произошли изменения. Асфальтовый пол заменен на гранитный, керамическая плитка на путевых стенах - на уральский мрамор Коелга; им же были облицованы венчания колонн взамен гипсовых. Мнения авторов сооружения на этот счет разошлись. Яков Григорьевич Лихтенберг считал, что образ станции изменился и в меньшей степени передает первоначальный замысел. А.Н. Душкин, занимавший с 1959 года пост главного архитектора института «Метрогипротранс», настоял на замене, считая качественные и прочные материалы залогом долговечности станции. В начале 1960-х пробит второй выход, с точки зрения архитектуры зеркально повторивший исторический лестничный спуск на подземный перрон.



Благодаря экспонированию проекта станции «Дворец Советов» на Международной выставке в Париже в 1937 году об архитектурной судьбе Лёли Душкина узнал его старший брат, художник и писатель Владимир Николаевич Душкин (1900-1989). Он прошел типично «русский» путь, 18-летним юношей покинув Россию с Белой армией, пройдя через Польшу, Чехию, Румынию, Болгарию. Награжден орденом св. Георгия. Как впоследствии он написал в своей автобиографической книге «Забытые», во время «сидения» в Галлиполи «выросла и воспиталась, того не зная, русская военная эмиграция, честная в труде, безупречная морально, пария Западной Европы - русская эмиграция». Во Франции оказался в 1926 году. Цит по: Душкин В. Забытые. Paris, YMKA-PRESS, 1983. К 1950-м годам он уже был признан уникальным художником-миниатюристом по росписи «плоских фигурок» - figurines plates. В 2011 г. в Германии опубликована монография, посвященная его творчеству (Vladimir Douchkine. Alexander Baden: Bücher, 2011). Как оказалось, в России существует посвященный ему интернет-форум. Со времен молодости братья больше никогда не виделись. Фото: В.Н. Душкин с женой Жаклин Ле Дюк-Душкин у себя дома в Энгиене. 1987 г.

В 1936 -1937 годах архитектор А.Н. Душкин приступил к проектированию станций «Площадь Революции» и «Маяковская».

Продолжение следует.

память

Previous post Next post
Up